Двойной краш-синдром

Терапия при нейрогенном синдроме верхней апертуры грудной клетки

Термин  «двойной краш-синдром» был предложен пластическими хирургами Гарвардского университета Альбертом Аптоном и Аланом МакКомасом. Они писали: «Развитию двойного краш-синдрома способствует тот факт, что при компрессии аксонов с одной стороны нерва другая сторона становится особенно восприимчивой к повреждениям» (Рис.1). 

Они начали своё исследование двойного краш-синдрома после того, как заметили, что большое количество пациентов, страдающих от карпального, кубитального или радиального туннельного синдрома, жалуются также на односторонние боли в плечах, груди или верхней части спины.

Механизм возникновения ДКС еще не изучен полностью, однако, скорее всего, причина заключается в сенсибилизации нервов и нейропластических изменениях в системах  головного и спинного мозга, отвечающих за ноцицепцию. 

 Компрессия нервов плечевого нервного сплетения называется нейрогенным синдромом верхней апертуры грудной клетки. У людей, страдающих от НСВАГК, наблюдается атрофия мышц кистей и ночные приступы парестезии. У спортсменов наблюдаются сложности при удерживании теннисной ракетки и мяча, многие отмечают резкие приступы болей в кистях и запястьях. 

Однако исследования указывают на то, что НСВАГК не является первопричиной боли, а, скорее всего, лишь усиливает симптомы, например, карпального туннельного синдрома. Говоря простым языком, мозг обращает больше внимания на двойное повреждение нерва, что приводит к возникновению спазмов (как защитного механизма мозга) и болевого синдрома. 

Несмотря на то, что многие мои коллеги считают НСВАГК действительной причиной возникновения двойного краш-синдрома, выводы сделать крайне сложно из-за расплывчатого, непостоянного характера симптомов. 

Вместо тщетных попыток избавиться от причины боли, я сосредоточился на пальпации и расслаблении всех соединительных тканей, проблемы с которыми могут отрицательно влиять на плечевое сплетение, вызывая компрессию и воспаление нервов. Кроме того, крайне важна пальпация и релиз всех контрактур, характерных для НСВАГК, в межлестничном

пространстве, рёберно-ключичном пространстве и в области малой грудной мышцы (Рис.2).

СУЖЕНИЕ МЕЖЛЕСТНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

 Нервные волокна, берущие своё начало от шейного отдела спинного мозга и идущие через верхнюю апертуру грудной клетки в руки, обеспечивают их чувствительность и подвижность. Определённые положения, например, неудобные позы во время сна, могут способствовать повышению напряжения и давления на сдавленные нервы. На сложном пути следования нерва через верхнюю апертуру грудной клетки могут возникнуть препятствия, контрактуры, приводящие к компрессии нервов плечевого сплетения и уменьшающие диапазон движения. Эта идея была выдвинута исследователем Дэвидом Б. Росом, который выделил 10 видов контрактур, влияющих на прохождение данных нервных волокон. 

Лучшая терапия в таком случае – массаж, мануальная терапия и когнитивные тренировки, направленные на восстановление нормальной ноцицепции. На рис.3 продемонстрирована моя любимая растяжка лестничных мышц, способствующая расширению межлестничного пространства.

Рис.3. Межлестничный треугольник: (А) Голова клиента наклонена влево, в то время как я согнутыми кончиками пальцев пальпирую грудино-ключично-сосцевидную мышцу и лестничную мышцу. (Б) Поворачивая влево и слегка растягивая шею клиента, я пальпирую лестничные мышцы и применяю точечное растягивание.

ПОДКЛЮЧИЧНЫЙ И РЁБЕРНО-КЛЮЧИЧНЫЙ ПРОМЕЖУТКИ 

Подключичная мышца может уменьшать размер подключичного промежутка и сдавливать нервы плечевого сплетения между собой и первым ребром. Дыхание с интенсивным расширением грудной клетки, например, во время бега, в такой ситуации может вызывать острые боли в области первого ребра. Вместо работы с чрезвычайно чувствительными тканями под ключицей, я всегда начинаю с подключичной растяжки, продемонстрированной на рис.4. Эта медленная, постепенная, аккуратная растяжка была разработана мной опять же с целью восстановить нормальную ноцицепцию мозга, убедить его в безболезненности ранее невозможных из-за интенсивных болевых ощущений движений. 

​Рис.4. Растяжка подключичной мышцы: рука клиента лежит на моём плече, согнутые пальцы моей правой руки обхватывают ключицу, в то время как пальцы левой руки пальпируют верхнюю часть трапецевидной мышцы и место крепления лестничных мышц к первому ребру. Я выпрямляю свои колени и приподнимаю руку клиента, растягивая подключичную мышцу.

ПРОСТРАНСТВО МАЛОЙ ГРУДНОЙ МЫШЦЫ

Повторяющиеся подъёмы руки вверх над головой, характерные для игры в теннис, могут приводить к компрессии нервов плечевого сплетения под малой грудной мышцей в области клюковидного отростка. Самый лёгкий способ увеличить пространство в этом случае – растягивание дистальных волокон, присоединяющихся к рёбрам 3,4, и 5. На рис.5 отмечено, что растяжка должна производиться под углом 135 градусов. 

Рис.5. Малая грудная мышца: рука клиента лежит на его шее, моя левая рука берет его руку, как показано на рисунке, а правая ладонь обхватывает лопатку. Клиент делает вдох и слегка отталкивается локтём от массажного столика, а я в то время надавливаю в противоположную сторону в течение пяти секунд. На выдохе я тяну руку клиента своей левой рукой на себя, растягивая малую грудную мышцу​

Многие исследователи НСВАГК советуют ко всему прочему коррекцию осанки, включающую в себя укрепление мышц спины и растяжку. Однако, учёные до сих пор не пришли к соглашению, на какую мышцу необходимо обращать наиболее пристальное внимание. Лучший способ – укрепление мышц всего тела, занятия плаванием и йогой. Цель массажа и мануальной терапии в данном случае – воздействие на нервную систему человека. 

(Эрик Дэлтон)

 

Категории статей: