Глубина понимания

Или «Век живи – век учись»

– Мне так неловко, кажется, я совершил большую ошибку, – сказа клиент, входя в кабинет.

Я ждал подробностей, но он словно не желал говорить: просто смотрел в пол, избегая зрительного контакта со мной.

Этот молодой человек позвонил мне через несколько дней после небольшой автомобильной аварии. Про саму аварию он почти ничего не рассказывал. Расспрашивая его, я выяснил, что вот уже несколько дней он ощущает дискомфорт в шее и боль в груди. В ходе разговора я посоветовал ему просто подождать пару дней, будучи твёрдо уверенным в том, что дискомфорт в шее скоро пройдёт сам собой. Однако насчёт боли в груди я не был так уверен. В офис ко мне он пришёл через пару дней после нашего разговора по телефону.

– Вы можете рассказать мне подробности инцидента? – спросил я.

– Да, но сначала я хочу узнать, как вы догадались, что боль в шее вскоре исчезнет? Она прошла буквально на следующий день после нашего разговора, ответил он.

Я не упускал из внимания тот факт, что мой клиент упорно отказывался говорить о подробностях аварии. По нему было видно, что говорить об этом он абсолютно не желал.

–Предполагаю, что виновником аварии были вы, врезались в кого-то, я прав?

Мой клиент кивнул в ответ. На нём не было лица.

– Насколько я помню, боль в шее застигла вас врасплох, спустя пару дней после инцидента. На самом деле, это очень хорошо: если боль появилась не сразу, то прогноз, несомненно, значительно лучше. Кроме того, виновник аварии страдает чаще всего меньше, чем пострадавший. Предполагаю, что вы увидели машину перед вами только лишь непосредственно в момент столкновения?

Мой клиент вновь кивнул, всё так же боясь посмотреть мне в глаза.

– Почему у меня болит в груди? – спросил он. – Если я дышу как обычно, то всё хорошо, но стоит мне глубоко вздохнуть, как меня сразу же будто что-то пронзает насквозь – боль очень острая.

– Дайте угадаю – болит с левой стороны, так? – уточнил я.

– Господи, Вы и это знаете!

– Ремень безопасности при торможении распределяет усилие по всей поверхности груди, но он всегда лучше стабилизирует рёбра с правой стороны, чем с левой, – объяснил я. – В момент столкновения правая сторона вашей грудной клетки была зафиксирована, а левую рвануло с силой вперёд.

Я попросил его лечь на стол на спину. Затем я произвёл пальпацию левой части грудной клетки, чтобы установить участок локализации болевых ощущений. Это крайне важно по двум причинам. Во-первых, это поможет и самому терапевту во время работы, а во-вторых это убедит клиента в том, что вы всё делаете правильно, что способствует расслаблению.

– Когда вы давите вот сюда, мне становится очень больно, – сказал он.

– Да, понимаю. Давайте посмотрим, как ваша грудная клетка двигается при дыхании.

Наблюдая за движениями его грудной клетки, я заметил значительную асимметрию дыхательных экскурсий грудной клетки. Левая часть грудной клетки была антериально приподнята и не опускалась полностью при выдохе.

Я провёл пальпацию ребра, находящегося на уровне реберно-поперечного сустава. Прикосновения к этой области также вызывали у молодого человека болевые ощущения, однако не по всей длине ребра, как в случае с первой болевой точкой. Соединив две точки пальцами, я аккуратно надавливал на них во время дыхательных движений, делая особый акцент на движении рёбер вниз при выдохе. После нескольких дыхательных циклов ребро двигалось нормально. В ответ на это окружающие ткани стали значительно менее чувствительны, почти исчезла боль.

Затем я смог напрямую проработать его наружные косые мышцы живота и наружные межрёберные мышцы, так как теперь прикосновения к этим участкам не были так болезненны. Мой клиент улыбался и кивал.

– Всё хорошо? – спросил я.

– Каждый раз, как я прихожу сюда, я не устаю удивляться тому, как у вас всегда получается попадать прямо в яблочко. Мне не понять, откуда вы узнали, где у меня может болеть, не понять, как вы смогли точно предсказать, когда болевые ощущения сойдут на нет и, что самое главное, как вы смогли справиться с моей болью в груди за пару минут, без лекарств,серьёзных вмешательств и вообще какого-либо дискомфорта. Это какая-то магия?

– Нет, никакой магией тут и не пахнет. Это просто глубокое понимание анатомии и многочасовое изучение медицинской литературы, – ответил я.

Мораль сей басни такова: нет лучшего оракула для массажиста, чем глубина его понимания. Мы обретаем эту глубину, идя по тернистому пути многолетнего изучения различных техник, методик, освоения чужого опыта и накопления собственного как формальным путём (обучение и исследования), так и неформальным (разговоры с коллегами, например). Наше путешествие вглубь природы человека никогда не закончится – и это хорошо, как для нас, так и для наших клиентов.

Дуглас Нельсон

 

Категории статей: