Как клиент сказал…

– Это лестничные мышцы, определённо, – сказал один из массажистов. – Я могу привести не один довод в пользу того, что в этом случае во всём виноваты лестничные мышцы.

– А я считаю и могу доказать, что малая грудная мышца тут всё же играет большую роль, – возразил другой массажист. – В первую очередь, обратите внимание на положение её лопаток. Мы можем провести пару тестов, чтобы убедиться, что это так, но я и без этого уверен, что всему виной – малая грудная мышца.

– Возможно, но от своего варианта с лестничными мышцами я не отступлюсь, – ответил первый.

Я молчал, и все шесть участников обсуждения смотрели друг на друга, думая, что они что-то упускают. После этой паузы они обсудили ещё ряд мышц, участвующих в развитии или подвергающихся влиянию синдрома верхней апертуры грудной клетки. Так как я продолжал молчать, поток идей постепенно иссяк.

Перед тем, как продолжить свой рассказ, я уточню, в чём же всё-таки суть этого спора. Несколько раз в год я провожу специальные тренинги. Шесть массажистов, я и мой клиент собираются вместе. В большинстве случаев, как и на этот раз, получается так, что я вижу клиента впервые – таким образом, ситуация максимально приближается к реальному приёму. Клиенты приходят не для того, чтобы поработать моделью для изучения, как на некоторых семинарах – они ждут реальных результатов.

Когда Мария, наш клиент, обратилась к группе, сразу стало понятно, что она – человек очень сдержанный, даже скрытный и откровенно не доверяющий всему, что здесь происходит. Это легко понять – у многих людей происходит когнитивный диссонанс, когда они, обращаясь к специалисту, видят, что он задаёт вопросы о вашей проблеме другим шести специалистам. Однако я заметил, что она была ещё более нерешительной, чем все предыдущие клиенты, участвовавшие в таком обсуждении.

Помолчав ещё немного и подождав, пока все окончательно закончат своё обсуждение, я подкинул моим студентам трудную задачу – в точности вспомнить, что сказала нам Мария, когда мы спросили у неё, чем мы можем ей помочь. Вместе они подробно вспомнили её историю, но вот мнения о ключевых моментах разошлись. Мария жаловалась на ноющую боль в области правой лопатки и верхних рёбер. Также она рассказала, что когда-то ей диагностировали синдром верхней апертуры грудной клетки, но, благодаря курсу физиотерапии, она полностью избавилась от этой проблемы. И, наконец, она вскользь упомянула головные боли (по описанию – тензионного типа), но они были эпизодическими – раз в день, а то и реже.

– В чём дело? Мы что-то упускаем? – спросили мои коллеги.

– Да, определённо упускаете. Вы упускаете саму причину, по которой Мария обратилась к нам. Мария, вы можете повторить, каких результатов вы хотите достичь?

– Я хочу, чтобы вы поработали с моим плечом – боль в нём мне уже надоела, – сказала она, взявшись рукой за трапециевидные и ромбовидные мышцы. Головная боль приходит и уходит, онемение пальцев тоже, да и после сеансов физиотерапии это меня почти не тревожит. А вот боль в плече проходить не собирается, и это уже мешает мне заниматься обычными делами по дому и на работе.

По сути, она просто подвела итог тому, что сказала ранее. Ничего не изменилось, она лишь вновь сжато объяснила нам цель своего визита. Мои студенты, отличные массажисты, сразу же поняли, что ей нужно. Несмотря на то, что синдром верхней апертуры грудной клетки представлял для группы большой интерес, на него она не жаловалась. А вот боль в плече и ниже в области лопатки её очень беспокоила.

Если помните, я рассказывал, что Мария была не очень разговорчивой с нами – казалось, что она то ли боялась нас, то ли скептически относилась ко всей этой затее. Я дал ей возможность чётко расставить приоритеты и объяснить группе, чего же она всё-таки хочет. После этого её поведение и отношение к нам разительно изменились. Было видно, что она расслабилась и полноценно включилась в процесс обсуждения.

После того как Мария ушла, мы провели очень интересную дискуссию – вместе поняли, какие уроки извлекли из этого сеанса, над чем нужно поработать, и так далее. Для массажиста крайне важно следовать намеченной цели в процессе работы и цель эта должна быть установлена самим клиентом. Мои студенты, как и многие другие массажисты, которые посещали мои занятия до них, попались в ловушку – прыгнули в кроличью нору симптомов, которые показались им интересными, но на самом деле они не имели отношения к проблеме, с которой к нам пришёл клиент.

Парадокс заключается в том, что по мере расширения своего багажа знаний и приобретения новых разнообразных навыков, массажисты порой всё чаще и чаще начинают совершать подобные ошибки. Я замечал, что массажисты ошибаются подобным образом, когда предполагают, что симптомы, которые наблюдаются у клиента, вызваны какими-либо проблемами с другой, на первый взгляд здоровой частью тела. Если в таких случаях вы не сумеете подробно объяснить клиенту все логические связи, он может подумать, что вы просто-напросто не обращаете внимание на его основную проблему.

Говоря это, я прекрасно понимаю, что не всегда можно делать выводы из первичных жалоб клиента и на этом выстраивать стратегию терапии. Иногда путь к обнаружению причин возникновения того или иного симптома может быть весьма запутанным. В таких случаях вы должны подробно и рационально объяснить клиенту суть проблемы и принципы, которым вы собираетесь следовать во время работы и убедиться, что клиент со всем согласен.

Обращайте внимание именно на то, на что жалуется ваш клиент – он почувствует, что вы слушаете его, понимаете, что вы принимаете важные решения, касаемо его здоровья, совместно. Когда массажист и клиент объединяют усилия, происходят настоящие чудеса!

Дуглас Нельсон

 

Категории статей: