Может, надавить посильнее?

«Послушайте, у меня определённо проблема с мышцей, поднимающей лопатку», – сказала моя новая клиентка.
Мне сразу стало понятно, что она что-то понимает в анатомии. Но, как показывает практика, самостоятельно поставленный диагноз в подавляющем большинстве случаев ошибочен.
– Расскажите поподробнее о вашей проблеме,– попросил я.
– Я работаю физиотерапевтом в клинике и полагаю, что моя проблема напрямую связана с моей профессией. Из-за постоянных физических нагрузок последние три недели у меня сильно болит область лопатки, а именно возле медиального края. Поначалу боль была преходящей, а теперь она мучает меня круглыми сутками.
– Позвольте, я осмотрю вас перед началом лечения?– спросил я.
 
Клиентка села передо мной, и я начал двигать её шеей, чтобы оценить диапазон движений. Она жаловалась на боли с правой стороны шеи, и я полагал, что левая латеральная флексия будет затруднена. К моему удивлению, я не почувствовал ни ограничения подвижности, ни даже малейшего напряжения в этой области. После этого я решил проверить правую латеральную флексию и опять не выявил ни боли, ни ограничения подвижности. Повторяя левую латеральную флексию, я попросил клиентку согнуть шею, чтобы растянуть мышцу, поднимающую лопатку. И снова та же картина – подвижность в норме. Под конец осмотра я поднял её правую руку над головой – это движение поворачивает лопатку от позвоночного столба. Поскольку мышца, поднимающая лопатку, отвечает за поворот лопатки к позвоночному столбу, при таком положении руки (и одновременно латеральной флексии шеи) мышца, поднимающая лопатку, растягивается в наименьшей степени. И вновь клиент ничего не почувствовал.
 
– Я не чувствую, что мышца растягивается, однако мне кажется, что она напряжена, да? – спросила она меня.
Я улыбнулся и молча кивнул. Честно говоря, мне неудобно отвечать на такие вопросы. Она хотела, чтобы я подтвердил, что она права, но мне очень не хотелось её разочаровывать – это было не так. Она хорошо понимала, что ощущает, однако истинной причины этих ощущений она не знала. Говорить ей это в тот момент мне совсем не хотелось – она могла воспринять это как оскорбление её профессиональной компетентности. Построение доверительных отношений с клиентами для массажиста крайне важно, поэтому я решил пойти другим путём.
– Позвольте, я осмотрю вас в другом положении. Ложитесь, пожалуйста, на столик на спину, – сказал я.
Когда девушка легла, я слегка приподнял правую лопатку, поместив её в положение протракции, что позволило мне обследовать верхний угол крепления мышцы, поднимающей лопатку. При приложении давления средней интенсивности, девушка никак не отреагировала.
– Вам не больно? – спросил я. – В этом месте располагается крепление мышцы, поднимающей лопатку.
– Может, надавить посильнее?– предположила клиентка.
– Давайте я сначала кое-что попробую, – сказал я.
Изменив угол наклона моего запястья, я направил давление на второе и третье ребро, а не на лопатку. Девушка вздрогнула от боли.
–Господи, как больно, – прошептала она. – Пожалуйста, не давите сильнее. Здесь тоже находится мышца, поднимающая лопатку?
–В действительности, здесь располагается совершенно другая мышца. Позвольте мне вам кое-что показать.
Слегка приложив свой палец к её лбу, я продемонстрировал, с какой силой я давил на рёбра.
– Вы что, шутите? По ощущениям было раза в три сильнее! – она отказывалась верить в это.
– Помните, когда я пальпировал первую область, вы сказали, что, возможно, боль появится, если я приложу больше давления? Так вот, боль так и не появилась, хотя я давил в три раза сильнее, чем сейчас. Удивительно, не так ли?
– Так в чём же дело? –  спросила она.
– Поверьте моему опыту: если клиент просит меня приложить большее давление, значит, скорее всего, я работаю не с той областью. Повышение давления в данном случае абсолютно бесполезно.
Прикосновение – это форма общения тела терапевта и тела клиента, и интенсивность прилагаемого мною давления сродни громкости голоса при общении. Если вы не понимаете смысла сказанных мною слов, вы их и не поймете, даже если я скажу их в два раза громче. Вы, скорее всего, попросите меня объяснить по-другому. Прилагать слишком сильное давление – это то же самое, что кричать прямо в ухо. Если сказанное понимается без проблем, нет смысла кричать. Это будет тяжело как для слушателя, так и для говорящего.
– Я правильно понимаю, что вторая область, которую вы пальпировали – это другая мышца? – уточнила девушка.
– Именно. Это верхняя задняя зубчатая мышца, – ответил я. – С ней весьма сложно работать, но не беспокойтесь – я знаю, как. Продолжим?
Я продолжил аккуратно и тщательно работать с верхней задней зубчатой мышцей. Уже на следующем сеансе 95% негативных симптомов исчезли. Девушка была в шоке, но, к счастью, она не кричала!
 
(Дуглас Нельсон)
 

Категории статей: