Опыт - лучший учитель

обучение

Эрик Дэлтон

Директор Института Рольфинга однажды сказал одну вещь, надолго озадачившую меня. Он сказал: «Получая диплом, помните, что, несмотря на годы обучения здесь, вы еще далеко не специалисты. Чтобы действительно стать мастерами своего дела, вам нужно хотя бы пять лет». Несмотря на то, что никто не спросил у директора, что же мы должны делать на протяжении этих пяти лет, все сидевшие в зале выпускники начали озабоченно переглядываться.

Сегодня, благодаря недавним открытиям в области неврологии и психологии, я понимаю, что тогда имел в виду наш директор: 5 лет –  это срок, который определила Ида Рольф как достаточный для переноса навыков  и приёмов её метода структурной интеграции или рольфинга, из эксплицитной, то есть осознанной памяти, в имплицитную – полученную на основе неосознаваемого прошлого опыта. Я осознал это девять лет назад, прочитав в 2008 году книгу Макольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», в которой он описал своё правило «10000 часов». Гладвелл утверждает, что человек может достичь совершенства в любом виде деятельности за 10000 часов практики –  полтора часа в день на протяжении двадцати лет.

Я сразу понял, что Гладуэлл и Рольф следуют одному принципу  – «Опыт –  лучший учитель». Однако для меня все еще оставалась неясным одна деталь –  ни Рольф, ни Гладуэлл ничего не говорили о «качестве» этих часов –  только об их количестве. Современные исследования в области неврологии проливают свет на то, как на самом деле работает механизм мышечной памяти, и предлагают способы ускорения процесса доведения навыков до автоматизма.

От знания - к навыку

Наш мозг можно сравнить с губкой, впитывающей поступающую от органов чувств информацию. Мозг обеспечивает нервную систему возможностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды с помощью механизма долговременной потенциации –  усиления синаптической передачи между нейронами, сохраняющегося на протяжении длительного времени после воздействия на синаптический проводящий путь.

Я всегда завершаю каждый сеанс миоскелетно-фасциальной терапии растягиванием по особой методике. Она включает в себя девять приёмов, один из которых требует особой концентрации и внимания. Каждый раз на протяжении многих лет я напоминал себе о необходимости прижать руку клиента к его груди, потянуть левой рукой за лопатку на себя, словно приподнимая её, а правой прижать верхнюю переднюю подвздошную кость.

Но однажды я понял, что мне больше не надо концентрироваться на этом действии –  я даже перестал замечать, как это делаю. Это отличный пример работы механизма долговременной потенциации и имплицитной памяти. Многолетняя практика настолько укрепила синаптические связи, что я уже делаю это бессознательно.

Имлицитная (она же процедурная) память –  это то, что позволяет нам играть на гитаре, заниматься спортом или делать массаж, не задумываясь о том, что мы делаем. Эта неосознаваемая память независима от эксплицитной: мы не можем «осознать» её наличие.

Из эксплицитной в имплицитную память информация переходит путем многократного повторения. Связи между мотонейронами укрепляются, вследствие чего у нас появляется возможность делать что-то неосознанно, автоматически.

Информация, хранящаяся в имплицитной памяти, забывается гораздо труднее, чем информация эксплицитной памяти. Вы сами наверняка много раз убеждались в этом. Вспомните, что бывает, когда вы задумываетесь о технике выполнения какого-то машинального действия, например, дыхания. Это сбивает вас с толку, вы начинаете замечать, как вы дышите, появляется неприятное ощущение того, что если вы перестанете думать о дыхании, то задохнетесь.

Вопрос в том, каким образом информация перемещается из эксплицитной в имплицитную память, и как ускорить этот процесс?

Принцип мультмедийности

Нейробиологии выяснили, что имплицитная память хранится в мозжечке и моторной коре головного мозга, в то время как информация имплицитной памяти, в основном, хранится в гипокамме. На протяжении многих лет ученые ошибочно полагали, что вся информация, поступающая от всех органов чувств, будь то визуальная, аудиальная или тактильная информация, располагается лишь в одном участке мозга. Теория мультмедийности, выдвинутая канадским философом Маршаллом Мэклюэном, утверждает, что канал, по которому человек получает информацию, влияет на человека больше, чем сама информация.

Что это значит для массажиста или мануального терапевта? Чтобы стать настоящим специалистом и мастером своего дела, нужен мультмедийный подход.

Самый эффективный метод переноса информации из эксплицитной в имплицитную память –  постоянное повторение и восприятие аудио, визуальной и тактильной информации. Например, открытый урок по технике массажа и конференция на ту же тему позволит вашему мозгу с разных сторон взглянуть на одну и ту же проблему, что повысит эффективность и скорость запоминания и освоения нужных навыков.

Действительно, опыт –  лучший учитель, но зачем тратить несчётное количество лет, когда в наше время всегда доступны самые разнообразные источники мультимедийной информации –  книги, обучающие фильмы, аудиозаписи, часто проводятся открытые уроки и практические занятия. Нашему мозгу постоянно нужны новые стимулы, ему нужно разнообразие, эмоции, постоянное движение, а не монотонная зубрежка параграфов учебника и повторение одних и тех же действий на тренажере. К тому же, воспринимая информацию по всем доступным каналам сразу, вы стимулируете также и миндалевидное тело, отвечающее за позитивное подкрепление деятельности, что ускоряет процесс переноса информации из осознанной памяти в неосознанную. Рольф был прав –  чтобы достичь мастерства, нужно время, но теперь мы знаем, что этот процесс можно ускорить!

 

Категории статей: