Только с вашего позволения

Неотъемлемая часть массажа для маленьких детей и младенцев – грамотное вхождение с ними в тактильный контакт. Этот процесс является двусторонним – вы учитесь правильно воспринимать, понимать и, конечно же, уважать ребёнка, а он, в свою очередь, учится вас не бояться и подпускать близко к себе. Не только массажистам, но даже родителям, прошедшим курс педиатрического массажа, следует знать, как установить контакт с ребёнком и «получить разрешение» перед началом массажа.

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕНИЕ

Сперва надо дать ребёнку понять, что будет происходить в ближайшие минуты. Не стоит сразу начинать массаж, просто полагая, что всё в порядке – вхождение в предварительный контакт с ребёнком показывает ваше уважение к нему и даёт ему возможность выбора реакции на ваше прикосновение – дети воспринимают это на интуитивном уровне. Через некоторое время ребёнок научится распознавать определённый сигнал, указывающий на то, что пришло время массажа, и долгая подготовка к нему более не потребуется. Вы должны использовать этот сигнал только перед началом массажа – в сознании ребёнка ассоциации закрепляются очень быстро и прочно. В ходе этого процесса вы должны передать ребёнку свои намерения и дать ему время, чтобы он осознал, нравится ли ему это или нет, согласен ли он на эти действия или массаж следует сделать позже.

Понимание сигналов

В первую очередь следует подробно изучить сигналы, которые подаёт вам сам ребёнок. Прикосновение – это наша первородная форма общения, следовательно, общение с помощью прикосновений поможет вам лучше понять то, что нужно ребёнку и правильно на это отреагировать. Массаж со временем повышает коммуникативную уверенность ребёнка и его восприимчивость к любым формам коммуникации.

В первую очередь вам необходимо расслабиться и установить зрительный контакт с ребёнком. Затем вы сможете точно распознать значения выражения лица ребёнка и его невербальные сигналы, то есть язык тела. Если вы работаете только с одним ребёнком, через некоторое время на всё это у вас будет уходить не больше минуты.

ЗДОРОВОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ И ГРАНИЦЫ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Грамотное вхождение в контакт позволяет установить адекватные рамки общения с ребёнком и обеспечивает восприятие здорового посыла вашего прикосновения. Для многих детей прикосновение чужого человека несёт в себе угрозу. Если на начальных стадиях формирования психики ребёнка он научится правильно воспринимать прикосновения и избирательно давать разрешение на тактильный контакт, это заложит в нём правильную концепцию различения здоровых положительных прикосновений от тех, что могут принести ему вред определённого характера. Ребёнок унесёт это понимание с собой и во взрослую жизнь. Он не только научится воспринимать правильный посыл прикосновения, но также и обретет способность доверять самому себе и самостоятельно просить хорошего, здорового прикосновения от других.

ПОЗВОЛЕНИЕ УЧИТ УВАЖЕНИЮ

Вхождение с ребёнком в предварительный контакт и получение его позволения на прикосновение – чрезвычайно полезный процесс, который может повлиять на всю последующую жизнь ребёнка, воспитав в нём чувство собственного достоинства, самоуважения и укрепив самооценку. Если ребёнок в детстве получает достаточно внимания в плане здоровья, в будущем это может отразиться на развитии сознательного отношения к своему здоровью и уверенности в себе. Дети, узнавшие в детстве, что такое грамотное терапевтическое прикосновение, в будущем обретают здоровую самооценку, адекватное восприятие собственного личного пространства.

ДЕТИ В БОЛЬНИЦАХ

Когда ребёнок находится в больнице, врачи зачастую мягко принуждают его что-либо сделать, а также прикасаются к нему, не ожидая какой-либо реакции. Конечно, эти прикосновения необходимы для диагностики и лечения. Однако такой подход зачастую вызывает у ребёнка страх перед прикосновениями врачей и беспокойство.

Массажисты, практикующие педиатрический массаж в клинических условиях, должны уделять время на объяснение сути их действий ребёнку (не задумывайтесь, понимает ли ребёнок полностью смысл сказанных вами слов – важны интонации, темп, тембр голоса и общий посыл). Если ребёнок уже достаточно сознателен, следует объяснить ему, почему ему назначили массаж, рассказать о пользе массажа и открыто спросить разрешения на прикосновение к нему перед началом терапии.

В большинстве случаев начинать следует с лёгкого массажа рук, или же с демонстрации приёмов массажа на родителях или коллеге.

Случается, что ребёнок, находящийся в больнице, отказывается от массажа. Конечно, многие терапевты такого не ожидают, однако для ребёнка это очень важно – хотя бы раз ему необходимо почувствовать свободу выбора, ведь множества обязательных процедур он избежать не может. Это совсем не значит, что они откажутся от массажа и в следующий раз. Наоборот, вероятно, ребёнок только сильнее захочет посетить ваш сеанс.

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ

Если ребёнок еще не говорит, может показаться, что получить разрешение будет довольно трудно. Однако это не так. Вы всё равно должны спросить разрешения на массаж точно так же, как вы бы сделали это с другим ребёнком. Однако вместо того, чтобы ожидать вербального ответа «нет» или «да», следите за языком тела. Вы должны видеть перед собой расслабленного, улыбающегося ребёнка, смотрящего на вас широко открытыми глазами.

Также можно заметить, что у детей при положительной реакции на какой-либо стимул глаза становятся ярче, а голова аккуратно поворачивается на человека. Если ребёнок ощущает дискомфорт, вы заметите это сразу по различным гримасам, испуганному выражению лица и попыткам отодвинуться от вас. Это значит, что сейчас не лучшее время для массажа – вам стоит попытаться позже.

ВАЖНО ЗНАТЬ, КОГДА ЗАКОНЧИТЬ

Распознавание вербальных и невербальных сигналов – важнейшая причина, почему нельзя продолжать массаж, если ребёнок уснул и почему нельзя начинать массаж, если ребёнок спит. В таком случае, вы не получите разрешения на начало сеанса. Спящий ребёнок никак не может отреагировать на ваши прикосновения – ни положительно, ни отрицательно, и не может продемонстрировать свой дискомфорт или желание что-то изменить.

Многие взрослые люди любят массаж за его расслабляющий эффект и облегчение засыпания. Дети, в свою очередь, воспринимают эти эффекты совсем по-другому. Если ребёнок заснёт во время сеанса, он может проснуться и забыть, где он находится и почему к нему кто-либо прикасается.

В большинстве случаев массаж приносит большую пользу здоровью ребёнка. Однако, как и любая другая ранее неизведанная форма активности, поначалу массаж может вызывать у ребёнка страх, неуверенность, а порой даже болевые ощущения.

Если ребёнок пытается отдалиться от вас или лежит, обхватывая себя руками, следует найти правильный подход к нему перед началом сеанса. Начинайте работать медленно, убедившись, что до этого вы поговорили с ребёнком на понятном ему языке о пользе массажа, о том, зачем ему нужен массаж, обсудили условные знаки, исходя из которых, вы будете увеличивать или уменьшать прилагаемое давление. Это позволит вам выстроить доверительные отношения и весьма прочную связь с ребёнком.

Первые сеансы можно начинать, используя различные предметы, с которыми вы можете играть совместно с ребёнком – причем игра с ними должна быть основана на тактильных ощущениях. Например, это может быть кукла или мячик из ткани. Кроме того, во время сеанса можно включать музыку или рассказывать что-либо ребёнку – это также чрезвычайно полезно для развития и, конечно же, расслабления.

Тина Аллен

 

Категории статей: