У вас заболели зубы?..

Итак, заболели зубы,- сказал профессор Риго.- У вас или у вашего приятеля - в принципе это не имеет значения, методика одна.
- Пусть все же они болят у приятеля,- подал из угла голос фотокор Сережа Панин. - Это хотя и труднее представить, зато легче пережить.
Переводя Сережин каламбур, наши толмачи запутались, но Риго ухватил связь между словами "приятель" и "легче",- и его экспансивный перст, словно решительный восклицательный знак, акцентировал наше внимание.
- Он прав! Потому что при любой боли происходит стремительная утечка энергии. Свободной энергии. Той, что обеспечивает наши действия и реакции. Поэтому человек теряет способность работать:
у него нет сил сосредоточиться. Он становится раздражительным, даже плаксивым: ведь и самообладание - это признак энергии.
- Значит, приступить к лечению нужно сразу, едва почувствовали самую первую, самую слабую боль?
- Где болит - дави! - повторил древнюю заповедь Риго.- Запомните, молодые люди: маленьких болей нет. Они только кажутся маленькими поначалу, пока у вас есть энергия, пока боли едва просачиваются в щель- А когда они проломят стену - они окажутся огромным чудовищем.
- Топи щенят, пока слепые,- вновь продемонстрировала знание фольклора Лариса Боброва.
- Вот именно! Едва услышали самый первый сигнал организма - немедленно идите ему на помощь. Потому что потом не у каждого хватит на это сил, и поневоле придется просить помощи у приятеля.
- Профессор, не откладывать лечобу - отличный совет. Но мало найдется таких, кто ему последует,- сказал Илья Толстой.- Дисциплина у нас не в чести, поэтому реальней ситуация, когда боль уже разыгралась, то есть энергия потеряна.
- Согласен.
- Что вы скажете насчет предложения: сперва быстро, в течение нескольких минут реабилитировать потерянную энергию, и уже затем - лечиться?
- Великолепная мысль. Но как ее реализовать?
- У нас в журнале печатается книга "О мальчике, который умел летать...". Согласно концепции авторов потери свободной энергии можно быстро восстановить с помощью физической нагрузки...
- Не продолжайте: уже все понял! - воскликнул Риго.- И согласен: 1) создается новая доминанта; прежняя, естественно, становится слабой; 2) приток энергии растворяет боль - и она опять же слабеет. - Он обвел нас восторженным взглядом.- Просто и хорошо.- Он на несколько мгновений задумался.- Но я надеюсь, молодые люди, вы понимаете, что это только подспорье, что это только облегчает ситуацию, но не решает ее?.. Решает - лечоба. Решает пресечение утечки энергии. Решает ликвидация воспалительного процесса. Этим и займемся.
Итак, заболел зуб.
Напоминаю: различаем две стадии лечения -1) снятие боли и 2) снятие воспаления. Иначе говоря: 1) оперативное лечение с немедленным, но не гарантированным во времени результатом (через день- три - неделю - месяц боль может возобновиться); 2) приведение органа к норме.
Начнем с нижней челюсти. Почти в конце ее (ближе к уху) снизу на кости есть выемка - или бороздка - называйте как вам удобнее. Если болит зуб на нижней челюсти - именно здесь ключ к вашим проблемам. Находите самое острое местечко - это и есть искомая точка - и работаете на ней в соответствии с методикой. Для этого - внимание, молодые люди! - повторяю в последний раз -
1) фиксируем точку подушечкой пальца;
2) сосредоточиваемся на тактильном ощущении.
Подчеркиваю: не на боли! - именно на тактильном ощущении, на ощущении под пальцем. Боль для нас - только подручное средство. Вначале - ориентир, радарный луч. Благодаря боли мы выходим на цель - точку. Благодаря боли мы эту точку осязательно узнаем: тактильное ощущение должно быть всегда конкретно, всегда должно иметь свое лицо: это иди "шарик", или "бороздка", или припухлость и т. д. Теперь, когда адрес определился, функция болевого ощущения меняется: по нему мы соразмеряем свое физическое, силовое воздействие на точку. Подчеркиваю еще раз: сосредоточиваемся на тактильном ощущении, но степень воздействия соразмеряем по ощущению боли.
- Получается, что работают одновременно две доминанты,- заметил грамотный в этих вопросах зав.отделом науки Игорь Цыбульский.- Это очень сложно... Не кажется ли вам, профессор, что здесь есть противоречие с психологической наукой?
- Теоретически - да,- благожелательно улыбнулся Мак-Иов Риго,- но практически этого не происходит, поскольку доминанты как бы чередуются: одна - тактильная - работает постоянно, а вторая - ориентировка на боль - подключается лишь время от времени. Так, человек, идущий в темном, но знакомом коридоре, все внимание уделяет ходьбе, своим шагам, и лишь время от времени - для контроля, для ориентации - касается рукой стены.

Вот почему лечить другого вам всегда будет легче, чем себя: пациент помог вам своими подсказками точно выйти на точку, вы ощутили ее фактуру, "зацепились" за нее - и можете спокойно на ней работать, ничем не отвлекаясь. А вот при самолечении вам всегда будет мешать боль- Она более сильный раздражитель, чем ваше тактильное ощущение, и вы поневоле будете ориентироваться на нее. В этом нет ничего страшного, так тоже можно работать, и все же запомните: если вам удастся сосредоточиться не на болевом, а на тактильном ощущении - от вашей работы будет значительно больше толку.
3) Подушечкой пальца начинаем вращательные движения против часовой стрелки (палец фактически на месте; ось вращения - болевая точка; значит, радиус не должен превышать 2-3 мм);
4) болевое ощущение - острое, но терпимое, идеально - желанное ("благая" боль);
5) время работы - минимум 3 минуты.
Часы с секундной стрелкой - очень важное подспорье. Дело в том, что при полноценной сосредоточенности мы теряем представление о времени. Если вы поработаете побольше - ничего страшного: работа сама подсказывает свою длительность. Но вот если вы поработаете мало (иди не хватит сил держать сосредоточенность и вы быстро устанете иди просто потеряете представление о времени), а результата не будет - вы рискуете разочароваться. Часы же будут свидетельствовать, что вы не выполнили даже минимальной работы.
Но вот вы исполнили все как следует, 3-5 минут поработали, а зуб все еще болит. Не спешите делать выводы! - организму нужно время, чтобы переварить вашу работу. Значит - интервал на 5-10 минут, хорошо бы отвлечься каким-то делом, и совсем идеально - как мы уже договорились - физическими упражнениями. Уверен: через несколько минут у вас все будет в порядке. Либо вы почувствуете, что боль стала значительно меньше, и тут уж только от вашего характера будет зависеть - повторить ли работу, поискать ли счастья на других точках, иди же подождать - а вдруг пройдет совсем!..
Еще один методический момент.
Договоримся сразу: первая точка, которую вы узнаете на любом уроке,- самая важная;
работа на ней обязательно должна принести облегчение. Мало того: для истинного мастера ее одной довольно, чтобы решить проблему. Следовательно, она - критерий. Если после работы на ней вам не стало .легче, значит, вы что-то делаете неверно. И тогда: 1) еще раз перечитайте принципы лечения, 2) найдите свою ошибку, 3) повторите работу правильно.
Чтобы покончить с нижней челюстью, укажем вспомогательные точки. Проверить их состояние всегда есть смысл. Если они не острые - значит, воспаление небольшое (либо уже ушло). Если весьма чувствительны - значит, неплохо бы поработать и на них: маслом кашу не испортишь! Да и нелишне будет напомнить: пока есть воспаление, пока точки отзываются - 1) у вас происходит непрерывная утечка энергии и 2) вы не гарантированы от возвращения боли.
Первая вспомогательная точка находится приблизительно посреди расстояния между основной точкой и основанием уха. Иначе говоря - внутри угла нижней челюсти, в ямке.
(Почему я говорю "приблизительно" и не называю точных расстояний? Мне было бы куда проще обозначить расстояние от точек в цунях, как это принято между рефдексотерапевтами всего мира, но по опыту знаю, что почти никто - даже среди специалистов - на практике ими не пользуется. Почти все работают либо "на глазок", либо "по боли". Поэтому я и описываю приблизительное местонахождение точки, а дальше сама боль позволит вам уточнить его. Повторяю: если точка под пальцем не болит, то вымучивать, заставлять ее говорить силой не следует.)
Вторая вспомогательная - посреди нижней челюсти, на боковой ее поверхности, примерно (виноват, в последний раз!) в том месте, где ее пересекает носогубная складка.
Третья - в центре подбородка.
Четвертая - чуть выше, в центре подбородочно-губной борозды.
Время работы на вспомогательных точках - от 1 до 3 минут. Пока есть болевая чувствительность.
(От редакции "Ст. М.". Как вы заметили, живой, может быть, даже несколько экзальтированный репортаж о визите в нашу редакцию профессора Мак-Иова Риго постепенно поменял и тональность, и форму: стад спокойным и дедовым. По сути - стал технологическим. Это и понятно: когда первоначальный ажиотаж прошел, наше внимание освободиться от эмоций, тем более что собственно для дела у нас оставалось очень мало времени. Надеемся, что и вас интересует прежде всего суть предмета, и потому вы простите вымывание из предлагаемого текста оживляжа.)
Теперь займемся болью зубов верхней челюсти.
Обязан предупредить, что с верхней челюстью справиться сложнее. Почему так - затрудняюсь сказать, но даже мои ученики почему-то всегда предпочитают иметь дело с нижней челюстью. А посему - отставим шапкозакидатедьские настроения, удвоим внимание и настроимся на творческий лад. Не сомневайтесь: если все будете делать правильно - у вас получится.
Основную точку находим, ориентируясь по козелку уха. Продвигаете палец вперед на 2-2,5 см - и под скуловой дугой обнаруживаете углубление. Точка здесь. Она не самая приятная в работе, поэтому наберитесь терпения.
Первая вспомогательная - рядом, и на этом же уровне. Продвигаете палец под скуловой дугой еще немного вперед. Вторую координату подскажет угод глаза: отступите от него назад на полсантиметра - и на пересечении этой вертикали с основанием скуловой дуги и будет искомая точка.
Вторая вспомогательная - тоже рядом с основной, только с противоположной стороны - ближе к уху. Поищите кверху и спереди от козелка углубление - это она.
Третья - под носом, чуть ниже его основания.
Четвертая - на пересечении горизонтали от третьей точки и вертикали, проходящей через зрачок глаза.
Для тех, кто может достать атласы по рефлексотерапии, сообщаем названия точек (римская цифра - номер меридиана, арабская - порядковый номер на меридиане).
Нижняя челюсть. Основная - внемеридианная; первая вспомогательная - цзя - чэ (III-6); вторая - да - ин (III-5); третья - внемеридианная; четвертая - чэн-цзянь (XIV-24).
Верхняя челюсть. Основная - ся-гуань (III-7); первая вспомогательная - цюань-дяо (VI-18); вторая - эр-мэнь (Х-21); третья - жэнь-чжун (XIII-26); четвертая- цзюй-ляо (III-3).
Повторяю еще раз:
первое: для снятия боли - при правильной работе - достаточно основной точки;
второе: вспомогательные точки нужны для полировки, но имейте в виду, что любая из них может оказаться основной;
уровень болевого отзвука подскажет вам это: если вспомогательная более болезненна - она сейчас основная;
третье - независимо от перечисленных, любая болезненная точка на лице является подсказкой тела: здесь работай.
- Есть вопросы? - спросил Риго.
- Есть,- мужественно отозвалась самая юная сотрудница редакции, Оля Чистенкова.- Сами вы, конечно, лечите иначе...
- Quod licet yovi...
Риго развел руками. В этом жесте было и "да", и "что поделаешь" - в общем, quod licet yovi - лучше не скажешь.
- Но мое лечение - это искусство, это доступно немногим. Вам же я предлагаю демократический вариант. Ремесло. Но ремесло надежное, безотказное. И доступное каждому. Без исключений.
- Профессор, еще один вопрос,- сказала Оля.- Как вы относитесь к лечению с помощью точек на ушах?
- Двумя руками за. Но смотря что лечить! Например, нервы и привычка к курению - это, как говорится, сам бог велел. А обычная терапия , если честно - этой работе не oпо плечу. Хотя как вспомогательное, сопутствующее средство работа на ушах желательна всегда.
- И при зубной боли тоже?
- Конечно. Тут ничего сложного. Место работы - мочка уха. Методика такова:
подушечку большого пальца вы прикладываете к мочке сзади, а подушечкой указательного прижимаете мочку сверху. Не всю - только маленький участок. И не посреди - там точка глаза, она вам не нужна,- а по окружности, на 3-5 мм отступив от края. Прижали. Если не болит - сдвигаетесь чуть дальше. Заболело - здесь работайте, Принцип тот же:
ориентируетесь по боли, но работа по тактильному ощущению более эффективна.
Мак-Иов Риго подошел к окну; постоял, разглядывая с высоты нашего 15-го этажа безрадостный пейзаж - индустриальные московские задворки.'". Когда он повернулся к нам, его взгляд был смягчен сочувствием.
- Мне бы очень хотелось, молодые люди, чтобы вы меня поняли правильно... Знать точки - это, конечно же, очень хорошо и полезно. Но дело не в них; успех - не в них... Любая работа - это сплав двух проблем: "что" и "как". Вместе они составляют целостность. Чем больше "что" - тем явственней приоритет силы над умением, а в конце шкалы и вовсе ничего не остается, кроме тупой работы по чужой указке- Чем больше "как" - тем Выше творческий вклад; значит, в этом конце шкалы находится истинное искусство...
(Самым нетерпеливым читателям, которые спешат узнать прописи, сочетания лечебных точек на все случаи жизни, мы приносим свои извинения за неторопливость наших публикаций. Мы согласны с профессором Риго: достать прописи несложно, руководства по рефлексотерапии издаются каждый год; куда важнее - научиться правильно ими пользоваться. Вот почему мы столько внимания уделяем технологии. Обещаем: дальше дело пойдет веселее.)

"Студенческий меридиан" №6 1989 г.

 

Категории статей: