Перенос и контрперенос

Массажисты не должны совмещать сеанс массажа с сеансом психоанализа – оставим это квалифицированным специалистам в области психиатрии. Это не наше дело. Однако некоторые термины из этой области знаний актуальны и для нас. И сегодня мы поговорим о том, что такое перенос и контрперенос.

Перенос происходит, когда клиент проецирует тревожащие его чувства и личные проблемы (зачастую уходящие корнями в детство и связанные с авторитетной фигурой в жизни человека) на терапевта.

Контрперенос, в свою очередь, происходит, когда терапевт позволяет своим личным проблемам, чувствам и влиянию подсознательного вмешиваться в отношения с клиентом и влиять на них определённым образом.

Важно понимать, что перенос – явление естественное и не стоит принимать его близко к сердцу – это вас просто не касается! Например, человек, у которого было тяжелое детство, может неосознанно воспринимать вас – человека, выражающего к нему сочувствие и прикасающегося к нему заботливыми руками – как родителя, которого он всегда желал иметь.

А, например, человек, страдавший от домашнего насилия, может испытывать страх или беспокойство перед терапевтом, стоящим над ним (особенно учитывая тот факт, что во время массажа клиенту приходится раздеваться).

Выработка профессиональной линии поведения, избегание осуждения и яркое выражение сочувствия и понимания (естественно, без претензий на роль «спасителя») – есть ключ к выстраиванию здоровых и долгосрочных отношений между терапевтом и клиентом.

С контрпереносом всё не так просто. В конце концов, всем нам легче разбираться с чужими проблемами, чем со своими, не так ли? Однако рефлексия – процесс здоровый и крайне полезный, особенно если вы, проанализировав собственное поведение и мысли, замечаете случаи контрпереноса ваших эмоций на клиентов.

Каждый из нас может заметить за собой внезапное возникновение определённых реакций на клиента – положительных или отрицательных – с сами клиентом ничего общего не имеющих. Требующий чего-то от вас клиент может напоминать вам нелюбимого учителя в школе. Или же клиент может походить на вашу первую любовь, которая в своё время даже и не знала о вашем существовании.

Очень пассивный клиент может напоминать терапевту члена семьи, от которого в детстве он не мог получить защиты, одобрения или вообще какой-либо реакции на его присутствие. Все это крайне негативно сказывается на выстраивании здоровых отношений.

Естественно, контрперенос – явление тоже абсолютно здоровое, но всё же приступы этого психологического феномена следует отслеживать и держать под контролем. Клиент не виноват, что он выглядит, как чья-то бывшая спутница/спутник жизни или же его голос кажется вам угрожающим и напоминает голос вашего прежнего начальника.

Если вы осознали, что вы ни с того ни с сего ощутили к клиенту неприязнь, срочно логически проанализируйте случившееся.

Сказал ли клиент что-то неприятное в ваш адрес? Сделал ли он что-то неуместное? Виноват ли он в том, что в данный момент вы испытываете негативные эмоции (или же позитивные – клиент может и чрезмерно сильно, не-по-профессиональному понравиться).

Если вы не можете выявить ни малейшего указания на то, что эти эмоции исходят со стороны клиента или из-за его действий, пришло время осознать, что всё дело в вашем восприятии, и клиент тут не при чём. Это осознание поможет вам двигаться вперёд в направлении взаимно комфортных и здоровых терапевтических взаимоотношений.

Лора Аллен

 

Категории статей: