Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Май 6 2015 - 08:39Алтынбаев Зуфар

 

«Крайнее утомление мозга и неумение создать себе сколько-нибудь правильный отдых привели и Маяковского к ранней смерти. <…> И ничто: ни поездка за границу, ни увлечения, ни сон – ничего не выключало полностью его головы. А если иной раз, создавая насильственный отдых, поэт и выключал себя из работы, то вскоре, боясь крайнего упадка сил, снова брался за работу, чтобы создать ту повышенную нервную инерцию, при которой он чувствовал, что живет». (строки из М. Зощенко, которые я «забрал» из учебного пособия  профессора  Романина А.Н.)

Читая эти строки, я не мог отделаться от ощущения, что в них описывается что-то очень мне знакомое. Я несколько раз отвлекался от чтения на возникающие внутри меня знакомые мне ощущения. Мне ничего не оставалось делать, как отдаться привычной для меня процедуре – отдаться на волю ощущениям, иррациональному анализу,  чтобы определиться с источником этих внутренних волнений. Иррациональный процесс вывел на неожиданный результат: в памяти возникли четыре буквы - СДВГ. Я знаю значение этих четырех букв в этой аббревиатуре: синдром дефицита внимания и гиперактивности. В моей терапевтической практике есть какое-то количество клиентов с этим диагнозом: у кого-то это  установленный врачом факт, а другие  так считают по наличию симптомов в поведении и в реакциях ребенка. Иногда таких клиентов становится много, иногда вовсе на некоторое время исчезают. С кем-то терапию удается сделать ощутимо положительной: родители,  удовлетворенные результатом,  пропадают из поля моего внимания. Появляются новые клиенты по «сарафанному радио».  С кем-то терапию не получается сделать удовлетворяющей ожидания родителей: они уходят, некоторые, иногда, появляются вновь, потому что через некоторое время  видят в ребенке сдвиг в лучшую сторону. Такая постоянная ротация имеет место быть.

И каждый раз от этих детей у меня было ощущение того, что дефицит внимания не у них, а дефицит внимания к ним. Дефицит внимания у ребенка, на мой взгляд,  это следствие дефицита внимания к нему. Ребенок своей гиперактивностью хочет привлечь к себе внимание других, особенно своих родителей, и говорит им: «Вот он я! Я живой!».

В цитате из М. Зощенко мое внимание привлекли и родили знакомые ощущения именно эти строки: «…снова брался за работу, чтобы создать ту повышенную нервную инерцию, при которой он чувствовал, что живет».

Когда-то, когда появился в моей практике первый ребенок с СДВГ, я «зарылся» в литературу, чтобы что-то для себя прояснить.  Тогда, как мне помнится, жалоба родителей была на неусидчивость, на то, что ребенок ломает все игрушки, на явно выраженную агрессию на отца, когда ребенок, мальчик  двух с половиной лет, норовил подкрасться незаметно  и больно ударить ногой или игрушкой по  гениталиям отца. Тогда я не нашел ничего, что можно было бы использовать как четкое руководство к действию. И сейчас «копаясь» в интернете не нашел ничего что можно было бы применить как конкретное руководство к действию. Поэтому, как и много лет назад, считаю лучшим вариантом в терапии СДВГ работу на внелогическом, на эмоционально-образном уровне и лучшим инструментом для этой работы - собственную «чуйку», перцепцию. Но, всё же, необходимым количеством знаний обладать нужно.

И вот какие справочные знания дает интернет:

1) Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность;

2) С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается, как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни;

3) СДВГ и его лечение вызывает много споров, начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния;

4) Точная причина возникновения СДВГ не известна;

5) Известно, что СДВГ характеризуется нарушениями уровней серотонина и катехоламиновых нейротрансмиттеров. (Нейромедиа́торы (нейротрансмиттеры, посредники) — биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрического импульса от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами)

 

На последнем, пятом пункте, остановлюсь подробнее. Меня как раз «зацепило» то, что при СДВГ есть нарушения в уровне серотонина, потому что в методе, который я применяю в терапии, терапевтом используется его внутреннее состояние радости как средство терапевтического состояния. Это состояние радости возникает у терапевта спонтанно после определенной практики. Эта практика, которая называется бесконцептуальная передача знания, позволяет проявиться радости, которая в традиции восточных практик ассоциируется, как  «Радость сына от встречи с матерью». Чтобы такое состояние возникло, от терапевта не требуется волевых усилий, оно является следствием естественного состояния ума. И это состояние внутренней радости используется не только как базовое терапевтическое состояние, но и индуцируется на клиента во время процедуры. Эта индукция радости становится неким раздражением нервной системы клиента, на которое его организм отвечает на электрохимическом уровне выработкой гормонов радости, счастья.  Что такое серотонин? Серотонин – это нейромедиатор человеческого головного мозга (вещество, которое передает импульсы между нервными клетками), иногда можно услышать другое название - «гормон счастья», но на самом деле в мозге он выполняет функцию нейромедиатора, а гормоном становится когда попадает в кровь. Недостаток серотонина приводит к депрессиям и повышенной тревожности, может вызвать кишечную непроходимость, может стать первопричиной внезапной смерти грудного ребенка во время сна, ведет к повышению чувствительности сенсорной системы организма, что даже самое слабое раздражение отзывается сильной болью.

Как нейромедиатор, серотонин помогает передавать информацию из одной области мозга в другую. Он затрагивает работу клеток, которые отвечают за настроение, сексуальное желание, аппетит, сон, регулирование температуры, память, способность к обучению, социальное поведение. Серотонин влияет на функционирование сердечно-сосудистой и эндокринной систем, и на  работу мышц. Серотонин нормализует свёртывание крови, стимулирует гладкую мускулатуру сосудов, дыхательных путей, кишечника (при этом усиливает перистальтику кишечника), взаимодействует с женскими половыми гормонами, отвечающими за предменструальные и климактерические расстройства, а также послеродовую депрессию. Исследования показали, что серотонин играет роль в сократимости матки, процессе родов и образовании грудного молока.

Катехоламины:

1)  Адреналин — относят к возбуждающим нейромедиаторам.

2)  Норадреналин — считается одним из важнейших «медиаторов бодрствования». Норадренергические проекции участвуют в восходящей ретикулярной активирующей системе. Является медиатором как голубоватого пятна (лат. locus coeruleus) ствола мозга, так и окончаний симпатической нервной системы. Количество норадренергических нейронов в ЦНС невелико (несколько тысяч), но у них весьма широкое поле иннервации в головном мозге.

3)  Дофамин — является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы поощрения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения.

 Так как причины СДВГ точно не известны, выдвигаются разные предположения:

1)  Общее ухудшение экологической ситуации.

2)  Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.

3)  Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).

4)  Угрозы выкидыша.

5)  Хронические заболевания матери.

6)  Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

7)  Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.

8)  Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.

9)  Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Эти сведения, которые я выше назвал справочными знаниями, взяты из разных источников в интернете. Точной причины СДВГ нет, есть только предположения. Есть и у меня предположение причины СДВГ. Это предположение исходит из моей практики по терапии детей с СДВГ и его можно считать рабочей гипотезой. Во время терапии ребенка с СДВГ, особенно во время первой процедуры, почти всегда ощущается присутствие неких третьих сил. В кабинете во время процедуры вместе с ребенком присутствует мама ребенка, как правило. Бывает, что присутствуют еще и бабушка или папа ребенка, или все вместе. Но помимо этих реально присутствующих я еще ощущал наличие некоего, незримого для глаза,  присутствия. И это Присутствие, назову его пока так, очень активно влияло на внутреннюю динамику ребенка и вмешивалось в динамику процедуры. Чтобы мои слова не показались слишком бредовыми,  следует несколько освежить знания Читателя.

С точки зрения строго научной парадигмы, в Природе существуют четыре фундаментальных взаимодействия: гравитация, электромагнитное, сильное и слабое. В совокупности эти четыре фундаментальных взаимодействия можно представить в виде  двух  фундаментальных взаимодействия: обмен веществом и энергией. Хотя, можно еще добавить, что и информационный обмен тоже участвует в этих взаимодействиях. Говоря об информационном обмене, можно выделить наличие первичной и вторичной информаций.  Первичная информация – направленность движения вещества, при которой возникает не только направленность его движения в пространстве, но и форма (структура, морфология) как результат направленности  движения составляющих вещество элементов. Вторичная информация – отражение первичной информации в поле в виде формы (структуры) пространственных сил, сопровождающих всякое движение вещества. И первичная и вторичная информации не только участвуют в обмене вещества и энергии, но и взаимодействуют между собой: первичная энергия отражается в информационном поле в виде формы (или структуры) пространственных сил. Эту форму пространственных сил можно еще назвать векторной суммой или суперпозицией (по квантовой механике). Взаимодействие, как следует собственно из наличия  «взаимо», двустороннее: не только первичная информация отражается в поле в виде формы пространственных сил, но и полевая форма пространственных сил рождает  первичную информацию – вектор, направленность движения вещества и форму (структуру, морфологию) вещества.

В связи с тем, что Жизнь есть движение, то Жизнь есть векторная величина, потому что у любого движения есть направление. А также Жизнь – это и Информация. Можно сделать такой вывод – Жизнь это взаимодействие вещества, энергии и информации. Дубров Александр, «Лунные ритмы у человека»:  «Другая важная особенность гравитации и геомагнетизма состоит в том, что оба фактора являются всепроникающими физическими полями: ничто и никто на Земле или за ее пределами не может быть экранирован от их воздействия. Оба физических поля оказывали свое влияние на все организмы и проникали совершенно свободно без всяких энергетических и информационных потерь на любые расстояния в глубины океанов и морей, толщу земной коры и через огромные просторы Вселенной. Они были незримым и постоянно действующим каналом связи между Землей и Космосом. Эту особенность гравитации и геомагнетизма можно назвать свойством энерго-информационной оптимальности, поскольку они передают живым системам информацию о внешней среде и ее изменениях наиболее экономичным способом — без энергетических затрат, без каких-либо информационных потерь и шумов-и с наибольшей скоростью, которая возможна для геофизических факторов (не считая скорости света).

Таким образом, эти два фактора представляют собой идеальное коммуникативное средство, действующее между средой и живыми системами и, что особенно важно, они несут в себе полную пространственно-временную информацию о космических объектах, их активности, изменениях, происходящих с ними, процессах, протекающих в них. Одним словом, эти факторы важны для жизнедеятельности живых существ и их ориентации во времени и пространстве.

Имеется еще одно важное определяющее свойство гравитации и геомагнетизма как эволюционно значимых факторов среды. Оба фактора являются векторными величинами в отличие от таких факторов, как температура, освещенность и другие, представляющие собой скалярные величины. Именно векторный характер гравитации и геомагнетизма обусловил их эволюционное значение и приоритет как основных пространственно-временных характеристик среды, ее своеобразного "пространственно-временного каркаса", в котором возникают и развиваются сложные по своей полевой структуре биологические системы [Гурвич А. Г., 1944; Пушкин В. Н., 1980; Shel- drake R., 1981].(с)

Как принято писать в таких случаях: продолжение следует...