Студенческий гастрит и К. Часть 3

Пора приступать ко второму этапу лечобы.

8
Надеюсь, что в вашей работе этот этап будет действительно вторым; надеюсь, что вы были достаточно дисциплинированны - и добросовестно поработали по общей программе, которую узнали из первой части урока. Если так, то ваше самочувствие вполне сносное, болей практически нет, а если все же они вам докучают, то лишь изредка. Но энергии мало; делать ничего не хочется; нет свежих идей, нет дерзости, нет уверенности в себе; зато есть нервные срывы по пустякам, и если прислушаться к себе - всегда обнаружишь где-нибудь болезненное нытье: в плечах или на стопе, и уж непременно - в области живота.
Представляю, как трудно в таких обстоятельствах преодолеть апатию и малодушие - и продолжать начатое дело.
Если прежде к лечобе толкала, вынуждала заниматься собою изнуряющая боль (либо болезнь столь развившаяся, что она стала основным содержанием жизни),-то теперь эти движители не работают. Когда у человека мало энергии, он живет лишь заботами сегодняшнего дня. Тело ему подсказывает, что болезнь еще возвратится; да и сам он в минуты просветления, приведя к общему знаменателю множество разрозненных признаков, это понимает. Но - пока снова не грянет гром - ничего не делает.
Кто же продолжает лечиться в этой ситуации?
Те, кого на самом деле можно причислить к виду homo sapiens,- люди разумные; люди, которых отличает не воображаемая ими, а действительная способность мыслить. Для которых мысль и действие - нераздельны. Болезнь для них - урок и предостережение. Однажды сбив пену, они ищут, отчего появилась грязь, и делают все от них зависящее, чтобы вспышка не повторилась. Во-первых, долечиваются до состояния здоровья, а во-вторых, меняют образ жизни, чтобы уцелевшие в теле злые корешки (а они остаются всегда) не получили возможность вновь пойти в рост.
Почему б и вам не последовать за ними? Чем вы хуже?

9
Но вот вы собрались с духом я решили продолжать лечобу. Какое обстоятельство при этом наиглавнейшее?
То, что эта работа - продолжение предыдущей.
Я это подчеркиваю, я это опять повторяю, не боясь показаться занудой; я настаиваю на этом, потому что именно в этом ее главный смысл.
В первом этапе закладывался фундамент, прокладывались коммуникации и обустраивался подвал; само здание возводится только теперь. Разумеется, можно ютиться и в подвале; если вы любите острые ощущения - можно пожить и в доме без фундамента. Лучше что-то - чем ничего. Но если вы твердо намерены вернуть себе утраченное здоровье, если вы хотите не дыры латать, а восстановить свою норму, - вы сперва добросовестно проработаете первую программу (добросовестно - значит, до явного 1) улучшения самочувствия и 2) уменьшения болевой реакции точек при работе с ними) - и лишь затем приступите ко второй.

10
Различие в смысле работы на обоих этапах должно быть вам понятно из предыдущих уроков.
Первая программа - универсальная, вторая - специальная.
Первая 1) контролирует интересующие нас системы, 2) восстанавливает целостность (процесса) и 3) равновесие всего желудочно-кишечного тракта. Эта программа ведет от общего к частному; она сориентирована на общее самочувствие; ее эталон (либо идеал) - ощущение покоя.
Вторая программа нацеливает на конкретный орган и его систему, восстанавливает их и укрепляет. Так и хочется сказать: "создает опору" (значит - конкретную; и - для дальнейшей работы). Но такая квалификация преждевременна. Ведь и в первом заходе мы работали не вообще, а по конкретному поводу - стремились залатать конкретную дыру. Но если первая программа позволила залатать дыру на живую нитку, то теперь, восстанавливая именно в этой области норму, мы делаем латку практически незаметной. При этом налаживаются нарушенные связи с другими органами и системами, и ощущение нормы начинает расползаться от бывшей прорехи по всему организму.
Значит, эта программа ведет от частного к общему; она сориентирована на ощущения в прежде страдавшем органе (который стал причиной работы); ее эталон-потребность действовать.

11
Здесь необходимо небольшое отступление.
На следующий день, уточняя (по телефону) неясности и возникшие вопросы, Ирина Репина спросила профессора Риго:
- Месье, наши постоянные читатели давно обратили внимание, что вы очень редко говорите "орган". Почти всегда - "орган и система", "орган и его система". Вас не затруднит объяснить читателям хотя бы в нескольких словах, что это за система, так цепко прижившаяся возле органа? Риго засмеялся:
- Вот именно: "прижившаяся". Я уже говорил, что получаю удовольствие от работы с вашей редакцией?
- Спасибо, профессор. Это было неоднократно.
- Мне не жаль похвалить вас еще раз. Хороший вопрос свидетельствует, во-первых, что вы меня донимаете правильно, а во-вторых - что зрите при этом в корень проблемы. Что для меня привычно и естественно настолько, что я перестал это замечать (именно поэтому я мог упустить из виду, что вы этого не знаете), для вас представляется серьезной проблемой. Не сомневаюсь: если бы вы решили разобраться сами - у вас бы это получилось. Разумеется, не во всех тонкостях - так это и не требуется. Важно принцип понять! А это под силу любому разумному человеку. Так вот - о системе. Если мне не изменяет память, в одном из прежних уроков я уже говорил, что не бывает изолированной боли и болезни, сколь бы незначительными они ни казались. Любая боль - это сигнал. Например - мизинец заболел; не от травмы, а вроде бы сам по себе. Обычному врачу эта боль ничего не скажет, разве что пропишет содовые ванночки или ледяной компресс.
Для рефлексотерапевта боль в мизинце - источник информации. Тем более щедрый источник, чем квалифицированней рефлексотерапевт.
Для заурядного специалиста боль в мизинце - сигнал о неполадках в сердце либо в тонком кишечнике. Он обязан знать - и с удовольствием блеснет своей эрудицией, - что если боль локализована на наружной стороне мизинца, то это говорит о проблемах тонкого кишечника, если на внутренней - сердца. Если же боль окольцевала палец - это свидетельство, что начались психические нарушения.
В отличие от заурядного коллеги классный рефлексотерапевт не ограничится глубокомысленным заявлением: "Эта боль означает, что у вас барахлит сердечко". Он точно укажет, где именно рождается боль. Не "сердечко" вообще, а, например, аортальный клапан - если болит под самым ногтем (причем в зависимости от мизинца - левого или правого - рефлексотерапевт уточнит, какой именно из аортальных клапанов посылает аварийный сигнал). Либо он укажет на лимфатическую систему - кардии (если боль чуть ниже, на верху сустава между III и II фалангами) или миокарда (если боль наверху сустава между I и II фалангами). Если же боль сосредоточена у основания мизинца, рефлексотерапевт уверенно укажет на эндокард. И каждый из этих случаев тут же подтвердит, указав на точки в других местах. "Если я прав, - скажет он, - болеть должно и здесь", - и легонько прижмет, например, точки на запястье, на локте, на груди и спине. И каждая будет отзываться болью яркой и отчетливой.
Напомню, что это были диагностические точки на внутренней (обращенной к безымянному пальцу) стороне мизинца. Не все точки, конечно. Только самые очевидные.
Точки наружной стороны - это мы помним из разъяснения заурядного специалиста - информируют о состоянии тонкого кишечника. Заурядный' специалист вряд ли их знает - потому-то он и ограничивается общей оценкой. Его классный коллега может эту оценку расшифровать. Например, точка возле наружного угла ногтя адресована к подвздошной кишке; сразу под нею - на первом суставе - попадаем на лимфосистему двенадцатиперстной; под вторым суставом - на брюшину; у основания мизинца - на тощую кишку. И это ведь только пунктир. К тому же напомню, что идентичные точки на разных руках различаются не только нюансировкой, но иногда и разными адресами.
Напрашивается вывод, что заурядный и классный специалисты различаются 1) по числу точек, с которыми они работают, и 2) по уровню понимания смысла точек. Это не так.
Чтобы вызубрить местоположение и смысл не 50, а 1000 точек, требуется только пот. Количество труда. К тому же, рискуя вас огорчить, должен сказать, что чем выше мастер, тем с меньшим количеством точек он работает. Бессмертный закон синусоидального развития процессов описывает это очень наглядно. Вначале количество используемых в работе точек нарастает, пока не достигнет максимума, который для каждого специалиста свой. Это количество не обещает, не обеспечивает и уж тем более не гарантирует качества. Потому что у количества и качества разные цели. Напомню: количество идет к цели "что", качество - "как"; количество приемлет любой путь, качество стремится к истинному; количество обращено вовне, оно-попытка защититься от внешнего мира, качество обращено внутрь, в себя, оно - путь познания себя, а через себя - и окружающего мира.
Овладев своим максимумом точек, специалист использует в каждодневной работе лишь небольшую часть: создает свои стереотипы либо возвращается к тем, которые предлагались ему во время ученичества.
Заурядный специалист не уверен в себе и потому подстраховывается дополнительными точками (чем неторопливей успех, чем ответственней работа -тем большее их число он пускает в дело). Классный - самодостаточен. Он убежден, что дело не в точках, а в нем самом, и в конце концов приходит к триадам (на руке - соединительная - на ноге), лишь изредка подкрепляемым одной-двумя точками. Но есть еще истинный Мастер, который сразу видит суть, которому, чтобы наладить в теле энергетический процесс, достаточно одной точки опоры; хотя он мечтает - а в лучшие минуты ему это удается - обойтись и без нее. Каким образом? Необходимую точку опоры он находит в себе.
Так в чем же - если не в числе и не в понимании точек - различие между специалистами?
В качестве.
Расшифруем: в качестве восприятия мира.
В качестве понимания смысла здоровья и болезни.
Все трое работают одним и тем же инструментом - точками; но работу при этом исполняют разную. Первый ликвидирует воспалительные процессы и нормализует энергетический ток. Второй приводит к равновесию разладившуюся систему. Третий (Мастер) возвращает целостность человеку - снимает противоречия между душой и телом.
Надеюсь, вы заметили, что в характеристике классного специалиста появилась интересующая вас "система". Самые известные в рефлексотерапии системы - это чжан и фу. В основе каждой - орган. В основе систем чжан - "аккумулирующие" (условное понятие) органы: легкие, селезенка, сердце, перикард, почки и печень. В основе систем фу - "растратные" (отдающие) органы: толстая и тонкая кишка, желудок, мочевой и желчный пузыри, система трех частей туловища. Значит, в рефлекса- терапии система - это орган и его энергетические связи.
Знает ли о чжан и фу заурядный рефлексотерапевт? Непременно.
Для него система-это орган и его энергетический канал. Например, чжан сердца - это сердце с соответствующим каналом. Но это знание - как бы попонятней сказать - осталось для него на уровне информации, на уровне ума; оно не стало частью души этого специалиста, не изменило его мировоззрения. Если лечоба не идет - подумав и вспомнив, - он может воспользоваться этим знанием. Но вообще-то мир его лечобы дискретен - и сложен из отдельных точек. А вся система (и лечебная философия) укладывается в древнее правило: щелкни кобылу в нос - она махнет хвостом.
Для классного специалиста именно в понимании - и приведении к норме - чжан и фу - основа лечобы. Для него чжан сердца не ограничивается самим сердцем и его каналом; равноправно сюда входит и сопряженный с сердечным канал тонкой кишки, и энергетические ситуации перикарда, почек и печени. Например, избыточность почек подавляет функции сердца, так же, как она снижается и из-за недостаточности печени. Но не менее важны и очевидны для него и энергетические связи сердца с легкими и селезенкой и желудком. Важно не количество этих связей, а то, что именно их он прежде всего видит. Вначале - их, и лишь затем следуют контроль и уточнение посредством точек. Теперь можно сделать и выводы. Заурядный специалист потому и зауряден, что видит только часть, фрагмент; он реагирует лишь на то, что знает, чему научен. Это работа по стереотипам рефлексатерапии.
Классному специалисту не требуется специального усилия, чтобы от органа перейти к его системе - он сразу видит систему. Значит - динамическую конструкцию в отличие от статической его заурядного коллеги.
А что же Мастер? Он сразу видит, воспринимает, чувствует все тело. Предмет его изучения и работы - процесс, в этом теле происходящий. Процесс, развернутый из прошлого в будущее. Которые - в отличие от остальных - Мастер видит не во мраке (прошлое) и не в зыбком тумане (будущее), а таким же отчетливым и реальным, как сегодняшний день.

12
Итак, после работы по первой программе ваше состояние вполне удовлетворительное;
вы полны желания улучшить его настолько, чтобы в принципе снять проблему;
у вас есть для этого энергия,-
значит, пора определиться, где именно будем работать на втором этапе. Ведь хотя в названии урока красуется гастрит (воспалительные процессы в области желудка), мы сразу договорились, что будем заниматься проблемами всего желудочно-кишечного тракта, следовательно - и энтеритом (нарушения в тонкой кишке), и колитом (проблемы толстой кишки). Так где же в первую очередь работать?
Идеально - если это вам подскажет врач. Хорошо бы, чтоб его диагноз был не голословным, чтобы он обосновал свое мнение. Ведь хороший врач - редкость; их меньше, чем специалистов в любой другой области; но что делать! - только хороший врач может дать вам дельный совет, рожденный его квалификацией и мудростью.
Но реальная ситуация не благоприятствует вам: хороший врач далеко, и визит к нему очень дорог. Как же самому разобраться, что в первую очередь врачевать: гастрит, энтерит или колит?
(Надеюсь, вы понимаете, что ваша ошибка в диагнозе не опасна. Во-первых, работая по нашей методике, вы не можете себе навредить. Во-вторых, в любом случае это будет работа на желудочно-кишечном тракте, так что бесполезной она не окажется. Другое дело, что точно выбранная программа дает вам значительно больше шансов. В-третьих, по ходу работы, вникая в сущность программы, познавая ее в деле, наблюдая реакции тела и точек - размышляя над процессом! - вы непременно поймете свою ошибку и сможете исправить порядок действий.)
Я не зря упомянул хорошего врача. Все три болезни имеют столь много схожих признаков, что не грех и ошибиться. Но все же есть и ориентиры, которые позволяют внимательному человеку этих ошибок избежать.
Первый ориентир - боль в желудочно-кишечном тракте. Впрочем, мы ведь договорились, что после первой программы ваше состояние удовлетворительно; следовательно, эта боль слабая. Но она есть - и служит нам ориентиром.
Итак, при гастрите боль (дискомфорт) возникает еще во время еды - или сразу после нее. При энтерите - часа через два-три-четыре после еды (в зависимости от того, какая часть тонкой кишки поражена: двенадцатиперстная, тощая или подвздошная). При колите боль возникает через 5-6 часов, сопровождаясь ощущением распирания; облегчение наступает сразу после стула. Кстати, если имеем дело с хроническим запором - тут наверняка без колита не обошлось. Если хронический понос-это скорее всего энтерит. Но понос может быть и при энтероколите. Овладев предлагаемой здесь нехитрой системой диагностики, вы быстро разберетесь, с чем именно имеете дело.
Далее: если первый ориентир - время боли, то второй - ее место. При гастрите боль гнездится под ложечкой. При энтерите - непосредственно вокруг пупка и под ним. При колите - по бокам живота, между белой линией и подвздошной костью.
Наконец, третий ориентир - боли сопровождения.
При гастрите - утренняя височная головная боль, а также болезненность плечевой кости, если пальпировать ее с наружной стороны выше локтя. Отечность лица после сна - тоже следствие гастрита. Народная молва приписывает отечность почкам, и, в общем-то, в этом есть резон; но! - в том-то и дело, что прежде почки у этих людей были посажены, придавлены, угнетены гастритом; следовательно, первопричина отеков лица - все же гастрит.
При энтерите почти обязательно появляется боль у основания шеи, отдающая в руку; боли в области сердца, ушные заболевания и резко ухудшается дыхание.
При колите - боль в дельтовидной мышце (закругление плеча), ухудшение состояния зубов, и - при пальпации - резкая боль с внутренней стороны голени. И конечно же, боли в печени. Это и не удивительно: печень-первая жертва колита. Щит, который принимает основную силу удара колита на себя.

13
Последнюю точку в нашем выборе позволит поставить рефлексотерапия.
Она предлагает два варианта тестирования.
Первый - непосредственно на животе.
Это - так называемый пищеварительный ромб. Его верхняя вершина - известная вам точка чжун-вань (XIV-12) - примерно на середине расстояния от пупка до мечевидного отростка. Нижняя вершина - гуань-юань (XIV-4) - примерно на середине расстояния от пупка до лобковой кости. Боковые - тянь-шу (III-25) - по сторонам от пупка.
Определить точное местонахождение вершин ромба нетрудно. Уже освоенная вами (надеюсь) точка чжун-вань находится выше пупка на 4 мерных единицы (цуня); гуань-юань - ниже пупка на 3; каждая из точек тянь-шу - на 2 (значит, расстояние между точками тянь-шу такое же, как между чжун-вань и пупком).
Пользование диагностическим ромбом тоже не составляет труда. Утром - желательно натощак и лежа на спине - находите все вершины ромба и пальпируете их. Если ярче остальных чжун-вань - вы имеете дело с гастритом; если гуань-юань - с энтеритом; если тянь-шу - с колитом. Если одинаково ярки чжунь-вань и гуань-юань - это гастроэнтерит, если гуань-юань и тянь-шу - энтероколит; если все одинаково ярки - увы, это гастроэнтероколит. Если же все они молчат или отзываются вяло - не радуйтесь прежде времени. Еще раз внимательно перечитайте, как находить вершины диагностического ромба, ложитесь поудобней на спину, расслабьтесь - и прижмите поочередно точки, прислушиваясь к ощущениям под пальцем. Сразу все станет ясно.

14
Второй вариант тестирования - вы правильно догадались - произведем на пальцах.
Нам ни к чему нюансы, известные классному специалисту; нам достаточно получить принципиальный ответ: да - нет. Болит - да, молчит - нет.
Наличие гастрита определяем по второму (первый - большой) пальцу стопы. По его стороне, обращенной к среднему пальцу. Повторяю - именно по этой, потому что обращенная к большому пальцу сторона говорит совсем об ином (для любопытных - о состоянии суставов). Лучше пальпировать второй от ногтя сустав, но и у основания пальца - тоже неплохо.
Энтерит определяем по мизинцу руки; если еще не забыли - по наружной его стороне. Опять же отдалим предпочтение второму от ногтя суставу.
Колит определяем по указательному пальцу руки, по внутренней его стороне - обращенной к большому пальцу. По второму суставу.
Внимательно проведя комплексное тестирование
(по времени и месту боли, по косвенным признакам, по точкам на животе и пальцах),
вы наверняка точно определите, какую из трех предлагаемых ниже программ вам выбрать в первую очередь.

"Студенческий меридиан" №1 1993 г.

 

Категории статей: