Текущее время: 19 июн 2025, 00:07
Активный участник
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 14:37
Сообщений: 269
Участник
Зарегистрирован: 01 янв 2012, 22:24
Сообщений: 113
До известного периода.
Гонения на Русскую Православную Церковь в России после переворота 1917г. распространились по всей территории огромной страны и продолжались более 70 лет с 1917 года до "перестройки" конца 1980-х годов.
К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60 000 действующих в 1917г. На свободе пребывали только не более 300 представителей духовенства, 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы "показания" для ареста, который мог произойти в любое время. Более чем 400 архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 300 архипастырей были казнены или скончались в заключении
В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек (см. Энциклопедический словарь "Россия", Брокгауз и Ефрон, С-Пб., 1898, с.86).
Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквях и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х годов.
Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные события
Первая волна гонений (1917-1920 годы). Захват власти, массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей.
07.11.17 - Октябрьский переворот, захват власти большевиками.
20.01.18 - Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства - изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы).
14.02.19 - Постановление наркомата юстиции о вскрытии мощей, что вызвало массовые сатанинские издевательства над святыми останками в 1919 г. и последующие годы.
1-ая волна гонений унесла в расстрелах более 15000 жизней только в 1918 -19 гг. (нижняя линия см. Рис.). Общее число репрессий около 20000 (верхняя линия). Почти все столкновения, все аресты заканчивались расстрелами.
Вторая волна гонений (1921-1923 годы). Изъятие церковных ценностей, под предлогом помощи голодающим Поволжья.
23.02.22 - декрет ВЦИК об изъятии Ц. ценностей, 19.03.22 - секретное письмо Ленина ("чем большее число духовенства мы расстреляем, тем лучше", и указание Троцкому (Бронштейну) тайно возглавить гонение).
2-ая волна гонений - около 20000 репрессий, расстреляно около 1000
человек. Большевики изображают справедливость,в отличие от самосудов 1918 года, устраивают показательные суды.
Гонения 1923-28 годов.
Апрель 1923 г. - подготовка суда и расстрела св. Патриарха Тихона (см. переписку Политбюро с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным "о нерасстреле патриарха" и Записку в Политбюро Дзержинского от 21.04.23 (..."необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Буткевича)", Архивы Кремля (с.269-273)).
В 1923-1928 годы количество репрессий равно примерно трети репрессий 1922 года. Большевики не решаются провести запланированный на 11.04.23 суд и расстрел св. патриарха Тихона. Арестовываются и ссылаются многие епископы, борьба идет за каждый храм. В 1928 году, несмотря на Декларацию, гонение усиливается.
Третья волна гонений (1929-1931 годы). "Раскулачивание" и коллективизация.
Начало 1929 г. - письмо Кагановича: "церковь единственная легальная контрреволюционная сила".
08.03.29 - Постановление ВЦИК о религиозных объединениях.
3-ья волна гонений в 3 раз сильнее 1922 года (около 60000 арестов и
5000 казней) в 1930 и 1931 годах.
Гонения 1932-36 годов. "Безбожная пятилетка", названная так
по поставленной цели: уничтожение всех храмов и верующих.
05.12.36 - принятие Сталинской конституции
Несмотря на гонения сравнимые по силе с 1922 годом, провал "Безбожной пятилетки" - в переписи населения 1937 года православным верующими назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения СССР.
Четвертая волна - 1937-38 годы. Страшные годы террора. Стремление уничтожить всех верующих.
05.03.37 - завершение работы Пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего массовый террор.
В 1937 году председатель Союза воинствующих безбожников Ем.Ярославскй (Губельман) заявил, что "в стране с монастырями покончено" (Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с.299).
4-ая волна гонений - примерно в 10 раз превышает по арестам гонение 1922 года (а по расстрелам в 80 раз). Расстрелян каждый второй (около 200000 репрессий и 100000 казней в 1937 - 38 гг.).
Гонения 1939 - 1952 годов. Вторая мировая война. Преследования священнолужителей в присоединенных Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых областях.
1939-1940 - Присоединение к СССР Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии.
22.06.41 - Нападение Германии на СССР.
04.09.43 - встреча Сталина с патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием и митрополитами Алексием и Николаем.
К 1939 г. закрыты все (их было в 1917 г. более 1000) монастыри и более 60000 храмов - служба совершалась только примерно в 100 храмах. Но победа безбожников была не долгой, в 1939 г. с присоединением Прибалтики и западных областей Украины и Белоруссии в СССР опять стало много православных монастырей и храмов.
1939-1940 гг. - гонения близки к 1922 году (1100 казней в год).
1941-1942 гг. - по казням сравнимы с 1922 годом (2800 казней).
1943-1946 гг. - число репрессий резко сокращается.
1947, 1949-1950 гг. - опять всплески репрессий (по докладу Абакумова "с 1.01.47 по 1.06.48 арестовано за активную подрывную деятельность 679 православных священников".
1953 - 1989 годы репрессии носили другой характер, расстрелов было мало, арестов сотни в год. В этот период производились массовые закрытия храмов, лишения священнослужителей государственной регистрации и тем самым и средств к существованию, увольнения верующих людей с работы и т.п.
Текст http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans
Общее количество пострадавших православных священников и мирян до сих пор не установлено. Не все архивы ФСБ РФ, ГА РФ, а также документы местных городских архивов, других государственных хранилищ доступны для изучения, не все документы сохранились, не всегда при расстреле, утоплении и др. видах убиения составлялся документ. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого суда и следствия (особенно в годы гражданской войны).
Систематический сбор материалов и разработка базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь начались в 1990 г.
В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете существует база данных «За Христа пострадавшие» http://kuz1.pstbi.ccas.ru/
Сбор сведений, материалов о пострадавших за веру, мучениках, исповедниках, скончавшихся после пребывания в тюрьмах, ссылках, лагерях, продолжается.
Участник
Зарегистрирован: 01 янв 2012, 22:24
Сообщений: 113
Количество эмигрировавших православных священнослужителей и мирян после переворота 1917г. в страны Восточной и Западной Европы, Востока, Северной Америки, Латинской Америки за несколько волн эмиграции точно не установлено. По приблизительным подсчетам 3-4 миллиона. В 1920е годы для окормления русских эмигрантов зарождается Русская Православная Церковь заграницей (http://www.russianorthodoxchurch.ws/), которая объединяла ряд епископов Русской Православной Церкви, оказавшихся вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны в изгнании и эмиграции.
В Советском Союзе рассматривалась властями и официальной пропагандой как контрреволюционная, антисоветская монархическая «эмигрантская религиозно-политическая группировка».
17 мая 2007 в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, гласящий, что «Русская православная церковь Заграницей <…> пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви» (п. 1 Акта).
http://www.patriarchia.ru/db/text/2416490.html
Участник
Зарегистрирован: 01 янв 2012, 22:24
Сообщений: 113
Скажу из собственных наблюдений. У нас многонациональный город и регион. После так называемой "акции" в храме Христа Спасителя все здравомыслящие люди разных конфессий и национальностей, с кем приходилось общаться, содрогнулись. Публично осудили эту "акцию" мусульманские, католические, протестантские священники. У верующих разных конфессий и священнослужителей сразу возник вопрос: А что если это произойдет в НАШЕМ храме во время НАШЕГО богослужения? Те, кто сейчас травят во всех СМИ, особенно в интернете, православие, кто организует подобные акции, не уважает православного храма, не пощадит никакого другого.
Об этом свидетельствует наша история. После переворота 1917 года, во времена советской власти, под известным лозунгом "Религия - опиум для народа" погромам подвергались не только православные храмы, осквернялись, уничтожались, закрывались и другие так называемые "культовые здания". Это помнят представители разных конфессий.
Что помешает тем, кто подстрекает людей, особенно молодежь, рубить кресты, расписывать стены православных храмов сатанисткими пентаграммами и надписями типа «Долой церковных мракобесов», пусть не сейчас, но в недалеком будущем, объявит «мракобесами» служителей и верующих других религий?
Поэтому речь идет о праве всех верующих спокойно молиться в своем храме. А в какой храм идти и какому Богу молиться, человек решит своим свободным волеизъявлением.
Активный участник
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:42
Сообщений: 3078
Откуда: usa
Принятие христианства было относительно более мирным, чем в других европейских странах.
Вы забываете один момент – в России проживают не только русские. Что с ними прикажите делать? Почему ортодоксальная церковь должна быть доминирующей? Неужели это единственный путь сплотить страну, путем навязывания христианской религии? Мы же живем в цивилизованном мире. И чтобы Вы не говорили, но христианство было навязано силой. Возможно, это сыграло и положительную роль в развитии империи. Но было много и плохого. Давайте быт объективными.
Вы хотите сказать, что церковь не имела привилегий, что она не владела земельными угодьями, что это была не репрессивная структура? Если бы всего этого не было, то не было бы и нынешнего противостояния. Вы еще увидите, чем это все закончится. Нельзя было делать из церкви «скрепку» с управленческим аппаратом. Это как раз и оказалось «слабым звеном», потому что уж слишком много нечистоплотных служителей и это не пройдет незамеченным. На этом будут играть, те которым необходимо развалить Россию полностью. Я не приветствую христианство, но я бы лично не принимала участие в борьбе с христианской церковью в данный момент, потому что я вижу надвигающуюся катастрофу и ее последствия.
Не верь, не бойся, не проси
Активный участник
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 14:37
Сообщений: 269
Image
Активный участник
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:42
Сообщений: 3078
Откуда: usa
Цитата:
Христианство, как писал Ф. Энгельс, «...было... наиболее общим синтезом и наиболее общей санкцией существующего феодального строя».
Цитата:
Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. М., 1952, стр. 34.
Ну что же Вы хотели увидеть? В 1986г я сдала экзамен по «Научному коммунизму». А Вы, чем занимались в это время?

Не верь, не бойся, не проси
Активный участник
Зарегистрирован: 07 май 2011, 14:51
Сообщений: 3166
Я себя считаю христианкой.во всяком случае пока(всё милее и ближе сердцу становится мусульманство),но ощущение катастрофы присутствует и у меня.
Перед лицом глобальных мировых катаклизмов наши местечковые споры кажутся мелкими и несерьёзными.

Image
Активный участник
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 11:58
Сообщений: 898
Откуда: Бекабад
Скольки перстами крещусь, не интересно?
Alfred Goncharov
У каждого свой путь
Активный участник
Зарегистрирован: 07 май 2011, 14:51
Сообщений: 3166
Вот ещё и по этому мусульманство всё ближе и милее сердцу.А от своих православных я такого не ожидала! Кто покажет пример смирения и непротивления злу,как не священники....
Image
Активный участник
Зарегистрирован: 15 сен 2010, 14:51
Сообщений: 454
Принятие христианства было относительно более мирным, чем в других европейских странах.
Вы забываете один момент – в России проживают не только русские. Что с ними прикажите делать? Почему ортодоксальная церковь должна быть доминирующей? Неужели это единственный путь сплотить страну, путем навязывания христианской религии? Мы же живем в цивилизованном мире. И чтобы Вы не говорили, но христианство было навязано силой. Возможно, это сыграло и положительную роль в развитии империи. Но было много и плохого. Давайте быт объективными.
Вы хотите сказать, что церковь не имела привилегий, что она не владела земельными угодьями, что это была не репрессивная структура? Если бы всего этого не было, то не было бы и нынешнего противостояния. Вы еще увидите, чем это все закончится. Нельзя было делать из церкви «скрепку» с управленческим аппаратом. Это как раз и оказалось «слабым звеном», потому что уж слишком много нечистоплотных служителей и это не пройдет незамеченным. На этом будут играть, те которым необходимо развалить Россию полностью. Я не приветствую христианство, но я бы лично не принимала участие в борьбе с христианской церковью в данный момент, потому что я вижу надвигающуюся катастрофу и ее последствия.
Никто никого силой в России не крестит, социальных преимуществ принадлежность к той или иной религии не дает.
Как Вы относитесь к гражданам России Вы продемонстрировали в своих постах выше. Спасибо за Вашу "заботу" мы как нибудь сами разберемся в своих проблемах...
Активный участник
Зарегистрирован: 15 сен 2010, 14:51
Сообщений: 454
Скольки перстами крещусь, не интересно?
Я задал Вам достаточно конкретный вопрос.
Активный участник
Зарегистрирован: 15 сен 2010, 14:51
Сообщений: 454
Вот ещё и по этому мусульманство всё ближе и милее сердцу.А от своих православных я такого не ожидала! Кто покажет пример смирения и непротивления злу,как не священники....
Глава исполкома Всероссийского муфтията Мухаммедгали Хузин заявил в понедельник, что не может быть никакого снисхождения для участниц Pussy Riot, устроивших «панк-молебен» в московском храме Христа Спасителя.
«Никакого снисходительного и благодушного отношения к сознательным осквернителям святынь наша религия не допускает», - заявил муфтий Хузин «Интерфаксу».
На прошлой неделе на заседании Хамовнического суда Москвы прокурор потребовал приговорить участниц группы, обвиняемых в хулиганстве в связи с их нашумевшей акцией в храме Христа Спасителя, к трем годам заключения каждую. Вскоре после этого имам Вологодской соборной мечети Аль-Джума, входящей в юрисдикцию Совета муфтиев России, Наиль Мустафин сказал журналистам, что девушек в случае «панк-молебна» в мусульманском храме «отпустили бы с Богом». Муфтий объяснил вероятную лояльность к перфомансу в исламском храме предписанием пророка Мухаммеда, процитировав священную сунну.
«Однажды в мечеть зашел один человек, который, простите, справил в храме малую нужду, - сказал Мустафин. - Конечно, его схватили и отвели к пророку, чтобы тот принял решение - что делать с этим человеком. Пророк ответил сразу и твердо: простить и отпустить с миром, а оскверненное место просто облить чистой водой. Таков завет нашего пророка, и, следовательно, это мнение всех правоверных мусульман. Мы все считаем, что этих девушек следует освободить и более не преследовать».
Позже Совет муфтиев отмежевался от этого высказывания своего представителя.
В свою очередь муфтий Хузин заметил, что позиция Н.Мустафина по делу Pussy Riot вызывает недоумение и не соответствует не только позиции мусульманского сообщества России, но и вероучению ислама.
Как отметил Хузин, несколько лет назад имам Мустафин уже прославился составлением «черных списков врагов ислама», куда записал ряд чиновников Вологодской области. «Лучше он бы тогда думал о всепрощении», - подчеркнул муфтий.
Касаясь истории о справлении в мечети малой нужды во времена пророка Мухаммеда, муфтий отметил, что совершивший этот поступок не ведал, что творил, потому и был прощен. «Не советую повторять это действие в современных мечетях. Десять лет назад в Омске два товарища зашли с такой целью в ограду местной соборной мечети, и их там ни разу не поняли и не простили», - сказал представитель Всероссийского муфтията.
К участницам Pussy Riotв мечети, по его словам, тоже не было бы никакого снисхождения.
Активный участник
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 11:58
Сообщений: 898
Откуда: Бекабад
Image
"Распни, распни Его".
Кипит наш разум возмущённый «во дни печальные Великого поста». Помнится: «Архиереи и старцы наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят… глаголаша ему вси: да распят будет!» (Мф.27, 20, 22). Сообщают, что по московским храмам зачитывали и подписывали письмо с призывом к расправе. Легойда возмутился: «Не было такого циркуляра!» Конечно, не было. И не могло быть. А зачем? Мы помним, как проходили стихийные собрания и митинги. Советский народ клеймил позором отщепенцев: «я Пастернака не читал, но скажу: ренегату нет места на нашей земле».
Слышу, слышу возмущение: «Как можно сравнивать со Христом?» Здесь нет сравнения лиц. Здесь оживает архетип. Жертва предстаёт в классическом образе «овцы, яже на заколение ведеся». Палач всегда безличен. В средние века одевал маску.
«Архиереи же и старцы, и сонм весь искали лжесвидетельства на Иисуса, чтобы убить Его, и не находили… наконец, приступили два лжесвидетеля: «Он говорил, могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Это не было ложью. Христос сказал не о Иерусалимском храме, а о храме Тела Своего. Они ложно поняли Его слова. Но если поставлена задача, доказательства вторичны. Девушки были в масках, но прочь сомнения! Те они, или других поймали, пускай сидят!
В центре домостроительства спасения Бог поставил человека. «Нас ради человек и нашего ради спасения» Сын Божий сошёл с небес, воплотился, распят, погребён и воскрес. Содержание Евангелия служит одной задаче: «Сын человеческий пришёл не судить, но спасти мир».
Отец Всеволод Чаплин говорит, что за святыни человек должен отдать жизнь. Святыни дороже человеческой жизни. Следует уточнить: чью жизнь хочет о. Всеволод отдать за святыни? Свою или чужую? Наверное, решение отдать жизнь за святыни человек должен принимать сам? О жизни о. Всеволода вопрос не стоит. Вопрос идёт о жизни молодых женщин и их детей. За какие святыни требовал Христос отдать жизнь? Он не призывал к человеческим жертвоприношениям. Он принимал жертву, которую приносили апостолы и мученики за благовестие. Это был их выбор. В Евангелии я не нашёл святынь, за которые Христос призвал отдать жизнь. Может о. Всеволод укажет? Если речь об изгнании торгующих из храма, Христос не отнял их жизнь. Он прогнал их из храма, но не мстил и не требовал наказания. Кстати, прогнал не за пляску, а за торговлю, которая теперь стала традицией в православных храмах. Так время меняет сознание.
Святыню нельзя осквернить. Недостойное прикосновение к святыне оскверняет самого человека, а не святыню. Девушек можно пожалеть за танцы в храме. Они навлекли на себя осуждение. Конечно, не рискну, как о. Всеволод Чаплин, говорить в интервью от имени Бога: "Он не простит". Не дерзну говорить от имени Бога, но в суждении о. Всеволода сомневаюсь. Бог милосерднее всех нас: «Разве забудет мать дитя своё, чтобы не помиловать рождённого ею. Но если мать забудет его, Я не забуду тебя – говорит Господь». Помня о милости Божией, в которой все мы нуждаемся, обратимся от осуждения и мести к деланию Великого поста, чтобы стяжать дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. «Ей, Господи Царю! Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего».
Alfred Goncharov
У каждого свой путь
Участник
Зарегистрирован: 01 янв 2012, 22:24
Сообщений: 113
Христианство, как писал Ф. Энгельс, «...было... наиболее общим синтезом и наиболее общей санкцией существующего феодального строя».
Цитата:
Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. М., 1952, стр. 34.
«В умалении вечных ценностей, в подмене их земными, материальными и заключается первая и основная ложь социализма. Никакими материальными благами, никаким физическим довольством невозможно восполнить пустоту, образующуюся изъятием души из жизни человечества отрицанием Бога, бессмертия души человеческой и будущей, вечной, загробной жизни»
Статья «Современный социализм перед судом слова Божия» священномученник Феофан, епископ Соликамский
Священномученик Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский) родился 26 сентября 1867 года.
14 августа 1914 года он принял монашеский постриг с именем Феофан.
26 февраля 1917 года отец Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами и паствой, Владыка обошёл своё викариатство пешком. Проживал Владыка в Свято-Троицком Соликамском монастыре. До дня своей мученской кончины он управлял вверенной ему епархией.
В материалах следственной комиссии правительства Колчака говорится, что 17 октября 1918 г. епископа Феофан был арестован и посажен под стражу в Пермский арестный дом... Архиерейские покои после ареста епископа Феофана были разграблены".
Из свидетельских показаний надзирателя Пермского арестного дома В.С. Смирнова известно, что "Преосвященный Феофан месяца 2 находился в Арестном доме: первоначально он сидел в одиночной камере, по соседству с каким-то анархистом и большевиком. Они при каждом удобном случае всячески над ним издевались и этим довели его до сильного нервного расстройства. Потом он был переведен в общую камеру, к белогорским монахам, сидевшим там за отказ от принудительных работ, и там он успокоился...".
За несколько дней до освобождения Перми войсками армии Колчака, 23 декабря 1918 года, около 4 часов ночи в арестный дом явился конвой красноармейцев и 2 палача, в числе которых был член президиума ЧЕКа Воробцов. Последний предъявил приказ, подписанный Председателем Чрезвычайной Комиссии Харитоновым по разгрузке мест заключения в городе Перми. В приказе значилось выдать товарищу Варанкину 10 арестованных в распоряжение военно-полевого суда. Первым в приказе значился епископ Феофан. Епископ Феофан с надетыми на руках стальными поручами был уведен вместе с другими из арестного дома. Вместе с епископом Феофаном на казнь были уведены 6 монахов Белогорского монастыря, 2 мирянина. Уходя, Преосвященный Феофан благословил всех присутствующих и просил у всех прощения.
В тридцатиградусный мороз Владыку привели на берег уже замерзшей реки Камы. Здесь одни срывали со свое жертвы одежды, другие сплели ему волосы в косички, чтобы, связав их между собой, чтобы продеть через них жердь и приподнять таким образом свою жертву на воздух. Прорубь для казни приготовляли другие мучители. Два палача, держа жердь, стали медленно опускать епископа в прорубь, с тем чтобы спустя полминуты вновь поднять его над прорубью и вновь опустить в ледяную воду Камы. Палачи, сменяя друг друга, многократно погружали Святителя в прорубь. Через 15-20 минут тело владыки Феофана покрылось льдом толщиной в два пальца, но он все еще оставался жив. Тогда палачи его утопили. Многочисленные свидетели видели весь этот ужас.
Других, бывших с ним узников, утопили.
На следующий день город был освобожден войсками адмирала Колчака. "Пермские епархиальные ведомости" 28 марта 1919 года писали: "Епископ Феофан в ночь на 11/24 декабря 1918 г. после истязаний и многократного погружения в воду утоплен в Каме". О том же писали газеты "Освобождение России" и "Современная Пермь".
Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Весь текст - http://www.heritage.perm.ru/articles.php?lng=ru&pg=3154
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3237&Itemid=0&limit=1&limitstart=8