Что можно сделать? (Часть II)

...Вторая часть темы, которую мне бы хотелось затронуть, звучит так: "Что вы можете сделать для ваших пациентов?" Один из важнейших моментов при обучении пациентов заключается, как мне представляется, в том, чтобы объяснить им, что всякое действие должно быть законченным. Анатомия управления такова: начало, изменение, остановка. Большинство людей охотно начинают. Многие охотно делают. И только полисмены охотно останавливают; вы все с этим сталкиваетесь. Однако мало кто помнит, что действие должно быть остановлено. Они заставляют тело начинать делать что-нибудь, делают это, а потом начинают делать что-то другое. При этом полагают, что тело прекратит делать первое действие, потому что уже начато второе, однако, к несчастью, у большинства людей в компьютере заложена программа, которая требует продолжения действия до тех пор, пока не будет дана команда остановиться.

Поэтому у такого человека все время работает программа незаконченных действий. Вскоре у него окажется так много программ, требующих "делай то, делай другое, делай третье", что его мышцы решат, что они должны быть напряжены все время, потому что некогда некто не велел им расслабляться, делая что-либо. К этому моменту индивидуум окажется связанным семнадцатью видами различных узлов.

Вы можете научить своего пациента завершать действие, сделать движение и остановиться. Это не означает отдыха в течение пятнадцати минут после совершения действия; эта просто означает прохождение через нейтрал. Когда, управляя автомобилем, вы переходите с первой на вторую скорость, вы проходите через нейтрал. Когда вы переходите от одного действия к другому, пройдите через нейтральную паузу, остановку на один момент.

Вы можете помочь вашим пациентам убрать девяносто процентов их напряжений, научив их этой простой вещи. Помните, что напряжение - это не предмет, это действие или сложная серия незавершенных действий. Единственная беда такого заключения - оно слишком простое. Люди любят сложные вещи, и пытаться "продать" им простую идею вроде "Стоп" очень трудно. Если можете, сделайте это. Это будет очень важно и для вас, и для ваших пациентов.

Говоря об остановке, мне бы хотелось сказать о ряде вещей, которые мы все должны перестать делать. Во-первых, давайте перестанем лечить ярлыки, работая с пациентами. Если пациент приходит к вам и говорит "У меня болит голова", вы спрашиваете: "Какого типа головная боль?" "Знаете, эта головная боль начинается внезапно, обычно с одной стороны, и усиливается, довольно быстро. Обычно болят глаза, это длится целыми часами, а потом быстро проходит; иногда меня: тошнит". Как жрец науки, вы констатируете: "У вас классическая мигрень". Вы просто наклеили ярлык. Вы говорите то же самое, что сказал пациент, только говорите это двумя словами. Это не диагноз, это ярлык. Ярлык полезен, когда вы заполняете страховой полис или пишете отчет. Проще употребить краткий ярлык, чем параграф с описанием, но не думайте, что это диагноз. У вас есть ярлык, и существует опасность, что вы станете лечить этот ярлык. Ничего плохого в ярлыке нет. Он то, что он есть, название чего-то. Лечить его нельзя. Лечить можно только пациента, который принес вам ярлык.

Другое, что я не рекомендовал бы проделывать с пациентами, это не стараться ликвидировать симптомы, пока вы не обнаружите, почему пациент заявляет о них. Эти симптомы имеют значение для пациента, независимо от того, замечает он их или нет. Если у пациента диарея, существует возможность, что у него в желудочно-кишечном тракте есть что-то, от чего он пытается избавиться. Если у него кашель, возможно, он старается убрать что-то из дыхательного тракта. Современная медицинская практика, похоже, превратилась в игру по ликвидации симптомов пациента, однако, хорошая остеопатическая практика требует, чтобы вы нашли причину, почему налицо имеется определенный симптом, прежде чем тем или иным способом уберете его.

Что вы можете сделать для своего пациента? Прежде всего, лечить пациента как человека - личность, у которой есть права и привилегии, а не существо, которое просто принесло вам очень интересные или совершенно рутинные жалобы. Прежде всего - работайте с пациентом, а не делайте что-нибудь для него. Пациент, который становится жертвой того, что с ним делает врач, выздоровеет гораздо медленнее, чем тот, кто является сотрудничающим с врачом партнером на пути поиска исцеления. Как говорил доктор Фил Гринмен: "Учителя не учат, они просто дают студентам шанс научиться". Врачи ничего не лечат, они дают пациенту возможность выздороветь, оказывая небольшую помощь.

Я часто говорю пациентам в виде иллюстрации: "Если вы застряли с вашим автомобилем в яме с грязью, даже если у вас есть четыреста пятьдесят лошадиных сил под капотом, чем большую мощность вы прикладываете, тем глубже увязаете. Однако, если кто-нибудь придет и поможет вам качнуть немного машину в точно выбранный, нужный момент, подтолкнет ее, она сама выберется из ямы. Все дело в выборе момента и знании, когда дать этот маленький дополнительный толчок. Так обстоит дело с манипулятивным лечением, так обстоит дело и с любым видом лечения. Врач, который знает, как настроить самого себя на ритмы пациента, знает также, когда и как приложить эту небольшую долю дополнительной энергии. Он знает, как заставить пациента воспользоваться собственными врожденными силами, чтобы восстановить физиологический баланс и гомеостатическое функционирование.

Работая с пациентом, настраиваясь на него, вы можете добиться гораздо большего, чем, если будете делать что-либо для пациента. К несчастью, современная медицина работает, главным образом, в шаманском стиле. Шаман полагает, что все болезни - результат действий злого внешнего демона, который схватил вашего пациента и превратил в больного. Вот он и пытается заклинать этого демона с помощью маски, бренчания погремушками и завываний. Священник пытается делать это с помощью колокола, книги и свечей. Современный врач проделывает это с помощью укола пенициллина. Все это действия одного порядка. Все это попытки заклинать злого внешнего демона, однако, теперь врачи приклеивают к этому некий экзотический бактериологический ярлык.

Однако мы, врачи-остеопаты, работаем с пациентом, и, работая с физиологией пациента имеем возможность добиться лучшего исцеления. Если вы все больше и больше будете проникать в принципы остеопатии и постараетесь избегать искажения остепатических методов, их приложений, принципов, на которых эти методы основаны, я уверен, что вы достигнете большей степени удовлетворения в вашей практической работе.

Чтения в честь Томаса Л.Нортапа, 1982
Из статьи Беккер, Алан Р. Д.О., Ф.А.А.О. Каиула, Гавайи

Начало статьи >>

Окончание статьи >>

 

Категории статей: