ПРИКАЗ N 434 МЗ РФ от 16.09.2003 г. "Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине"

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

16 сентября 2003 г.

N 434

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ

В целях определения профессиональной компетенции, объема
знаний, практических умений и навыков врачей по лечебной
физкультуре и спортивной медицине при их аттестации, прохождении
обучения в системе последипломной подготовки и самообразования
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить требования к квалификации врача по лечебной
физкультуре и спортивной медицине (Приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Р.А.Хальфина.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 16.09.2003 г. N 434
ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ

В соответствии с требованиями специальности врач по лечебной
физкультуре и спортивной медицине должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан и нормативно-правовые акты Российской Федерации,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения,
основы медицинского страхования;
- общие вопросы организации лечебной физкультуры и спортивной
медицины в Российской Федерации;
- организация работы врача по лечебной физкультуре и
спортивной медицине в условиях лечебно-профилактических
учреждений;
- организация работы врача по лечебной физкультуре и
спортивной медицине, профессиональные обязанности, нормативные
документы по специальности;
- анатомо-физиологические особенности мышечной деятельности
человека, возрастная физиология; механизм действия физических
упражнений на организм здорового и больного человека;
- основы теории и методики физического воспитания и спортивной
тренировки; противопоказания к занятиям физкультурой и спортом;
- методические основы лечебной физкультуры; дозирование
физической нагрузки;
- средства и формы лечебной физкультуры;
- режимы двигательной активности больных в
лечебно-профилактических учреждениях, содержание режимов;
- общие и функциональные методы исследования лиц, занимающихся
физкультурой и спортом;
- методы оценки физического развития и физической
работоспособности (толерантности к физической нагрузке);
- клинические проявления, методы диагностики, осложнения,
принципы лечения и профилактики заболеваний и травм, при которых
используют лечебную физкультуру;
- показатели физического и функционального состояния организма
в норме, при патологии и при физических нагрузках;
- показания и противопоказания к назначению лечебной
физкультуры;
- физиологическое действие массажа;
- показания и противопоказания к назначению лечебного массажа;
- методы и средства комплексной реабилитации больных и
инвалидов;
- аппаратура и оборудование кабинетов лечебной физкультуры и
спортивной медицины, возможности их применения и использования,
технику безопасности при работе с медицинскими аппаратами,
приборами и тренажерами;
- формы и методы профилактической работы среди спортсменов и
населения;
- основы медицины катастроф;
- общие сведения об информатике и вычислительной технике.
2. Общие умения:
- получить от пациента (больного, лица, занимающегося
физкультурой, спортсмена) информацию о степени его физической
подготовленности, собрать общий и спортивный анамнез;
- провести оценку физического состояния организма, выполнить
функциональные пробы системы кровообращения, дыхания,
нервно-мышечной системы;
- определить физическую работоспособность методами
тестирования;
- дать заключение о здоровье и функциональном состоянии
организма, определить толерантность к физической нагрузке, допуск
к занятиям физкультурой и спортом и их адекватность состоянию
здоровья;
- оказать необходимую срочную помощь при травмах и неотложных
состояниях организма (искусственное дыхание, массаж сердца,
остановка наружного и внутреннего кровотечения, иммобилизация,
наложение повязки на рану, промывание желудка, инъекции);
- оформить необходимую документацию по учету работы и
отчетности, проанализировать ее;
- повышать профессиональный уровень знаний и умений.
3. Специальные знания и умения:
Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен
знать:
- физиологию и биохимию мышечной деятельности;
- особенности реакции на физическую нагрузку в детском и
пожилом возрасте;
- динамическую анатомию (биомеханику движений);
- гигиену физических упражнений и спортивных сооружений;
- санитарно-гигиенические нормы для залов групповых и
индивидуальных занятий лечебной гимнастикой, кабинета
механотерапии, тренажеров, бассейна лечебного плавания и
гимнастики в воде, спортплощадок, маршрутов пешеходных и лыжных
прогулок и терренкура и др. спортсооружений (устройства, размеры,
освещение, вентиляция, температура воздуха и воды);
- классификацию гимнастических, спортивно-прикладных и игровых
физических упражнений в лечебной физкультуре;
- расчетные нормы нагрузки специалистов по лечебной
физкультуре и спортивной медицине (врача, инструктора-методиста,
инструктора, медсестры по массажу);
- виды, методики и дозировки лечебного и спортивного массажа;
- методики бытовой и трудовой реабилитации;
- сочетание лечебной физкультуры с физиотерапевтическими
процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
- программы этапной физической реабилитации больных с
инфарктом миокарда;
- частные методики лечебной физкультуры для больных в терапии,
хирургии, травматологии и ортопедии, неврологии, урологии,
акушерстве и гинекологии, при заболеваниях ЛОР органов, при
глазных болезнях, в стоматологии, в т.ч. методики лечебной
физкультуры для детей;
- морфо-функциональные характеристики спортсменов различных
видов спорта;
- основы теории и методики физического воспитания и спортивной
тренировки;
- методы иммунологического контроля в спорте;
- организации и методы допинг-контроля в спорте;
- особенности спортивного отбора детей и подростков;
- особенности методик, спортивной тренировки и соревнований
спортсменов-инвалидов;
- клинические проявления и методы диагностики заболеваний,
повреждений и дефектов организма (в т.ч. врожденных),
препятствующих отбору в профессиональный спорт;
- клинические признаки, методы диагностики, принципы
профилактики и лечения физического перенапряжения,
сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата,
нервной системы, функции печени и почек;
- классификацию спортивных травм, методы профилактики,
оказания неотложной помощи, лечения и спортивной реабилитации;
- систему восстановления и повышения специальной спортивной
работоспособности;
- программу медицинского обследования лиц, занимающихся
массовыми видами спорта, оздоровительной физкультурой и
физвоспитанием;
- принципы оздоровительного спорта, диагностики физического
здоровья и оценки эффективности оздоровления;
- сочетание форм, средств и методов оздоровительного спорта в
рецептуре здоровье сохраняющих и здоровье восстанавливающих
медицинских технологий;
- программу углубленного медицинского обследования спортсменов
сборных команд России и их ближайшего резерва.
Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен
уметь обосновать назначение лечебной физкультуры, выбрать
средства, формы и дозировки физической нагрузки больным с
различными заболеваниями и повреждениями организма:
В клинике внутренних болезней:
При болезнях сердечно-сосудистой системы:
- атеросклероз; ишемическая болезнь сердца на этапах лечения и
реабилитации; гипертоническая болезнь; нейроциркуляторная
дистония; гипотоническая болезнь; болезни миокарда; ревматизм;
приобретенные и врожденные пороки сердца;
При болезнях органов дыхания:
- бронхит; острая пневмония; хроническая пневмония; эмфизема
легких, пневмосклероз; бронхоэктатическая болезнь, абсцесс
легкого; бронхиальная астма; плеврит; туберкулез легких;
При болезнях органов пищеварения:
- опущение желудка, энтероптоз, гастрит; язвенная болезнь
желудка и 12-перстной кишки; колиты, дискинезии кишечника; болезни
печени и желчевыводящих путей (дискинезии, гепатит, холецистит,
желчно-каменная болезнь);
При болезнях обмена:
- ожирение, подагра, сахарный диабет, гипер- и гипофункция
щитовидной железы, рахит и гипотрофия;
При болезнях почек и мочевыводящих путей:
- нефрит и пиелонефрит, почечно-каменная болезнь, нефроптоз,
недержание мочи, простатит, аденома предстательной железы;
При травмах, болезнях и деформациях опорно-двигательного
аппарата:
- переломы костей верхних и нижних конечностей, переломы
позвоночника и таза, черепно-мозговая травма, ампутация
конечностей (подготовка к протезированию), травмы мышц и сухожилий
(ушибы, растяжения, разрывы, надрывы), артриты, деформирующий
артроз, коксартроз, анкилозирующий спондилоартрит, остеохондроз
позвоночника, нарушения осанки, сколиозы, кифозы, деформация стоп
(косолапость, плоскостопие и др.), кривошея, врожденный вывих
бедра;
При болезнях крови:
- заболевания периферических артерий, вен, лимфатических
сосудов;
В хирургии:
- до- и послеоперационный период в хирургии грудной и брюшной
полости, ожоговая болезнь, трансплантация органов и тканей,
ортопедические операции на позвоночнике и костях конечностей;
В клинике нервных болезней:
- атеросклероз мозговых сосудов, нарушение мозгового
кровообращения, инсульт, парезы и параличи различной этиологии,
детский церебральный паралич, миелит и полиомиелит, неврозы,
вестибулярные нарушения, миастения и миопатия, радикулиты
различной этиологии, парез лицевого нерва, повреждения
периферических нервов, последствия травм головного и спинного
мозга;
В акушерстве и гинекологии:
- беременность и послеродовый период, опущение матки и стенок
влагалища, воспалительные процессы придатков матки, аномалии
положения матки.
Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен
уметь обосновать дозировку физических нагрузок, выбрать формы,
средства и методы для общего оздоровления и повышения спортивной
работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом:
- оценить состояние здоровья с указанием группы здоровья
(основная, подготовительная, специальная);
- оценить физическое развитие и физическую работоспособность;
- оценить данные электрокардиографии при физических нагрузках
и других инструментальных методах исследования сердечно-сосудистой
системы;
- оценить данные функции внешнего дыхания и газообмена;
- оценить данные функциональных проб (с физической нагрузкой,
дыхательные, вегетативные);
- оценить функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;
- оценить клинические и биохимические показатели крови и мочи
при физических нагрузках;
- организовать по показаниям дополнительные исследования и
оценить показатели здоровья и функциональных систем организма
спортсменов с учетом специфики видов спорта;
- дать рекомендации по режиму тренировочных нагрузок
спортсменов, допуск к занятиям спортом и соревнованиям;
- оформить назначения лечебной физкультуры в соответствии с
утвержденной формой - картой больного (ф. 42) и с указанием
методики физических упражнений, дозировки общей и специальной
нагрузки;
- осуществлять по показаниям индивидуальные занятия лечебной
гимнастикой с тяжелыми больными;
- составлять совместно с лечащим врачом программу этапной
физической реабилитации больному инфарктом миокарда;
- определять методику и дозировку занятий на тренажерах, в
лечебном бассейне, маршрутов пешеходных прогулок и терренкура и
др. спортивно-прикладных упражнений и спортивных игр для здоровых
и больных;
- осуществлять врачебно-педагогические наблюдения на занятиях
лечебной физкультурой, учебно-тренировочных занятиях массовой
физкультурой и спортом и оценивать адекватность физической
нагрузки объективными методами исследования;
- объективно оценивать эффективность воздействия на человека
оздоровительного спорта;
- определять методику и дозировку лечебного массажа, его
сочетание с лечебной физкультурой, последовательность процедур;
- осуществлять процедуры лечебного и спортивного массажа;
- осуществлять методическое руководство и контроль за
деятельностью инструкторов-методистов, инструкторов по лечебной
физкультуре, медсестер по массажу;
- осуществлять врачебные консультации пациентам, населению и
спортсменам по использованию средств и методов физической культуры
в целях сохранения и укрепления здоровья;
- осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием
мест проведения занятий лечебной физкультурой;
- анализировать эффективность лечебной физкультуры и массажа,
вести необходимую учетную и отчетную документацию и представлять
отчет о работе в установленном порядке;
- осваивать и внедрять в практику новые современные методики
лечебной и оздоровительной физкультуры;
- организовать и осуществлять медицинское обеспечение лиц
(первичное, углубленное, текущее, этапное), занимающихся
различными видами спорта и физической культуры в условиях
учебно-тренировочных сборов и соревнований;
- осуществлять врачебный контроль за занимающимися физической
культурой и спортом (в процессе физического воспитания, при
занятиях массовыми видами физической культуры, у детей и
подростков, у спортсменов-инвалидов, питанием спортсменов);
- проводить диспансеризацию спортсменов;
- осуществлять профилактику, диагностику, лечение болезней и
травм у спортсменов;
- осуществлять восстановительные мероприятия спортсменам после
физических нагрузок и медицинскую реабилитацию после травм и
заболеваний.