Пару слов об анамнезе

Массаж.ру

Любому массажисту иногда не помешает побыть на месте клиента, чтобы узнать, как работают другие специалисты. Независимо от того, начинающий ли вы терапевт или профессионал своего дела, наблюдение за работой других массажистов плодотворно повлияет и на вашу практику.

Например, много раз мне делали очень качественный профессиональный массаж, но я заметил, что, к сожалению, никто не умеет грамотно собирать анамнез! Зачастую процесс сбора сведений о клиенте сильно сокращается или вовсе отсутствует, даже если у клиента была травма. И как результат, клиенты не получают необходимого лечения, а терапевты работают практически «вслепую». Не стоит пренебрегать сбором анамнеза. Каждому массажисту необходимо осознавать важности этого процесса и адекватно оценивать своё умение собирать необходимую информацию о клиенте.

Проводите тщательный анализ

Не важно, кто ваш клиент – атлет, беременная женщина, ребенок, отец, или пожилой мужчина – их тела постоянно изменяются. Изменения могут нести как позитивный, так и негативный характер. Лечащий врач выписал новый препарат, изменилась диета, программа тренировок – каждое из этих событий является стрессом для организма. Именно стресс изменяет наши тела. Чем больше терапевт знает о состоянии здоровья клиента, тем эффективнее будет терапия. На самочувствие клиента влияет множество факторов. Зная все аспекты здоровья клиента, массажист способен выработать оптимальную стратегию терапии даже в случае с простым оздоровительным массажем.

Первый прием: сбор начальных сведений

Первое, что нужно узнать у клиента – это контактная информация. Помимо имени, адреса, мобильного телефона и электронной почти клиента не забудьте взять у него дополнительный контакт, по которому можно связаться в случае какой-либо непредвиденной ситуации. Будем надеяться, что он вам не понадобится, но если случится что-то из ряда вон выходящее, вы поблагодарите меня за этот совет.

Также немаловажно узнать имя и номер лечащего врача клиента, особенно если клиент страдает от каких-либо хронических заболеваний. Когда массажист и лечащий врач работают сообща и делятся информацией друг с другом, это многократно оптимизирует лечение и увеличивает терапевтический эффект как массажа, так и терапии, предложенной лечащим врачом.

Информация о текущем состоянии здоровья

Сбор информации о здоровье клиента путем опроса значительно облегчается наличием визуальных материалов, например, схематического изображения тела человека или модели скелета. Визуализация помогает пациенту лучше и конкретнее объяснить и описать тревожащие его симптомы. Удобно использовать символы: например, обозначать область хронической боли крестиком, а область, в которой локализуются болезненные ощущения при пальпации – кружком.

В зависимости от специфичности симптомов и наличия различных осложнений, вы можете использовать как простые символы, так и более сложные. Дайте клиенту цветные карандаши и попросите его, используя свои символы, описать все свои симптомы на изображении человеческого тела.  В результате вы можете получить весьма точный перечень симптомов. Также вы должны быть осведомлены о наличии хронических заболеваний у клиента и перенесенных болезнях и травмах, так как всё это – серьезный стресс для организма. Отголоски перенесенных когда-то болезней могут влиять на здоровье человека не одно десятилетие.

Лекарственные препараты

Очень часто информация о приёме лекарственных препаратов упускается терапевтами из виду. Между тем, любой препарат изменяет течение физиологических процессов в теле человека. Массаж может сочетаться с приёмом лекарств, а может и усилить побочные эффекты некоторых препаратов. Как же можно не учитывать это перед началом терапии?

Большинство основных учебных программ для массажистов не уделяют достаточно времени теме сочетания фармакологических препаратов и массажа. Это значит, что каждый специалист обязан изучить эту тему самостоятельно. Отличный англоязычный источник информации по этой теме  книга «Drug Handbook for Massage Therapists» (Lippincott  Williams & Wilkins, 2008)  Джина М.Вибли. Эта книга включает в себя также сочетание дозировок и частоты приема препаратов с массажем, так как при терапии таких заболеваний, как сахарный диабет и болезнь Паркинсона многое зависит от времени приёма препарата. То же самое относится и к широко распространенным болеутоляющим средствам.

Образ жизни

Массажист обязательно должен знать, как живет его клиент. Занимается ли он спортом? Кем он работает? Сидячая ли эта работа? Водит ли клиент машину? Важна каждая мелочь! Благодаря информации о повседневной активности клиента терапевт может понять, как и сколько клиент двигается в течение дня. Это позволит оптимизировать тактику терапии. Это необходимо делать, даже если клиент просто пришел на курс расслабляющего массажа.

Также необходимо провести несколько тестов на подвижность основных суставов.  Даже если ваш клиент попросту растянул шею, не помешает узнать, как у него дела с другими частями тела. Даже из самого простого массажа можно извлечь огромную пользу, если знать о состоянии здоровья клиента всё до мельчайшей детали.

Постоянные клиенты

Для сбора анамнеза постоянных клиентов мы советуем каждый сеанс  спрашивать их о текущем состоянии здоровья. Это должен быть пятиминутный разговор о том, как клиент себя чувствует в данный момент. Обсудите это с ним до того, как он ляжет на массажный столик.

Не стоит недооценивать такие беседы. Вы можете упустить что-из виду и, если клиенту не напомнить об этом, он не сообщит вам о какой-нибудь мелочи, тревожившей его пару дней назад. А это может быть серьезным симптомом! С некоторыми клиентами нужно говорить дольше, вплоть до часовых бесед. Не пренебрегайте этим.

Вот примерные вопросы, которые вы можете задать:

 

– Как вы себя чувствуете после последнего сеанса?

– Боль ослабла, усилилась или осталась такой же?

– Какие из моих манипуляций приятны, а какие вызывают у вас дискомфорт?  

– При каком воздействии боль усиливается, а при каком ослабевает?

– Врач не выписал вам новых лекарств?

Грамотно сопоставив факты собственного анализа с отзывами и жалобами клиента, скорректируйте тактику терапии. Не забудьте все тщательно записать в личную карту пациента, чтобы следить за прогрессом в лечении.

Каждые 6-12 месяцев

Один раз или дважды в год обновляйте анамнез клиента, словно принимаете его в первый раз. Релевантные сведения о состоянии здоровья пациента – основа грамотного подхода к выбору стратегии лечения.

Не важно, делаете вы расслабляющий или лечебный  массаж, сбор релевантных сведений о состоянии клиента необходим на каждом этапе терапии. Обследование пациента может быть более поверхностным в более легких случаях и наоборот, гораздо более глубоким в осложненных ситуациях. Вы должны адекватно оценивать эффект вашей терапии на клиенте и подбирать оптимальные методы лечения.

 

Категории статей: