Травмы велосипедистов

Велоспорт разительно изменился за последние 25 лет. На современном рынке представлено огромное разнообразие велосипедов для любителей и профессионалов – выбор настолько огромен, что найти действительно подходящий вариант бывает очень трудно. Так, например, для меня один из основных критериев при выборе велосипеда – удобство, баланс и возможность сидеть прямо при езде на нём.

Форма современных велосипедов меняется, они становятся легче и выглядят так, будто их покупатель обязательно должен поучаствовать в Тур-Де-Франс. Раньше такие велосипеды использовались только на велогонках – спортсмен, управляя велосипедом, находится в согнутом положении, что улучшает аэродинамику и позволяет прилагать максимальное усилие к педалям, тем самым развивая максимально возможную скорость. При велогонках по бездорожью такое положение позволяет компенсировать неровность поверхности, по которой едет велосипедист, и повысить управляемость. Однако если обычный человек, не занимающийся спортом, будет ездить на велосипеде, конструкция которого подразумевает наклон тела вперёд при езде, это не лучшим образом скажется на его здоровье.

Многие велосипеды, представленные на рынке (дорожные и горные), устроены так, что человеку при езде приходится переносить вес тела вперёд, а это значительно повышает риск получения различных травм. Как я уже заметил, такое положение позволяет развивать большую скорость, но в то же время это значительно повышает нагрузку на поясницу, шею, плечи, локти и особенно – на запястья. Дорожные велосипеды такой конструкции особенно сильно «бьют» по спине и шее, а горные велосипеды, предназначенные для езды по бездорожью – по запястьям, локтям и плечам, особенно если велосипедист сильно наклоняется вперёд, перенося большую часть веса тела на руки.

При наклоне тела вперёд при управлении велосипедом оказывается продолжительная нагрузка на мышцы, сухожилия, суставы и поддерживающие их связки. Это напряжение проходит от рук через плечи к спине. Любые неровности на дороге к этому напряжению добавляют ударные волны – от этого страдают локти, плечи и очень чувствительные к малейшим движениям запястья. В итоге повышается вероятность травмы. Более того, голова – одна из самых тяжелых частей тела человека – долгое время находится в разогнутом положении, так как полноценное управление таким велосипедом требует разгибания шеи. Это приводит к переутомлению мышц, а также ухудшению кровообращения и проводимости нервных импульсов в руках. Связки поясничного отдела позвоночника сильно растягиваются, что опять же делает их более уязвимыми к повреждению из-за воздействия различных сил. Но больше всего, конечно же, страдают суставы запястья и окружающие их связки.

Езда по бездорожью на горных велосипедах в таком положении особенно опасна, так как иногда человеку приходится резко поворачивать руль, чтобы не упасть. В таких условиях очень легко растянуть запястья – достаточно пару раз резко повернуть или наехать на небольшое препятствие вроде камня. Но это ещё не все – в таком положении кисти рук у велосипедистов холодеют из-за ухудшения кровообращения. Вслед за этим человек начинает ощущать покалывание, у многих немеют руки – все это тоже повышает вероятность травмы.

Велосипеды, которые были в ходу 30 лет назад, возможно, выглядели неуклюже, но их конструкция была более комфортной для человека и не нарушала биомеханику движений. Попробуйте, например, позаниматься на велотренажёре, держа спину прямо – это гораздо легче, чем ездить на велосипеде, согнувшись вперёд, и гораздо безопаснее для суставов и сухожилий.

Как же кататься на велосипеде, чтобы избежать травмы? Если вы катаетесь для удовольствия и велосипед для вас – хобби, постарайтесь подобрать такую модель, на которой вы смогли бы сидеть с прямой спиной. Вы можете отдельно подобрать себе руль или расширители на него, чтобы вам было удобнее.

Если вы – велосипедист-профессионал и регулярно тренируетесь, конечно, вам необходим профессиональный велосипед. Если вы наклоняетесь при езде вперёд, не забывайте тщательно разогревать шею и спину перед заездом. Делайте перерывы, снижайте на тренировках скорость и возвращайтесь в прямое положение. Занимайтесь растяжкой и укреплением мышц задней поверхности бедра и четырёхглавых мышц – так вы защитите свою спину.

Массаж поможет вам держать тело в форме, особенно если речь идёт о спортивном массаже – он поможет вам избежать травм.

Хороший тест на гибкость для велосипедистов: попробуйте привести пятку к ягодичной мышце. При хорошей растяжке четырёхглавой мышцы бедра это даётся легко. Гибкость мышц задней поверхности бедра проверить ещё проще – в наклоне с прямыми коленями вы должны дотягиваться до пола хотя бы кончиками пальцев.

Главное – заниматься разминкой и растяжкой: простейшие превентивные меры позволяет вам избежать серьёзных травм в будущем. Хорошая альтернатива велосипеду – лигерад. Управление им в положении лёжа практически не нагружает спину, шею, плечи и запястья. Конечно, спортивные велосипеды и езда с наклоном вперёд – это хорошо для нас, массажистов, так как это обеспечивает нам постоянный поток клиентов. Тем не менее, для здоровья самих клиентов это не самый лучший вариант.

Бен Бенджамин

 

Категории статей: