Четырёхглавая мышца бедра – две травмы

В сегодняшней статье разговор пойдёт о двух травмах всем известной четырёхглавой мышце бедра, которую я иногда называю в шутку «четырёхликим» Янусом. Однако перед тем, как обратить своё внимание на проблемы с данной мышцей, мы рассмотрим общие механизмы развития триггерных точек – это необходимо для перехода к более узкой теме терапии триггерных точек четырёхглавой мышцы бедра.

Триггерные точки развиваются по ряду причин, но сейчас мы остановимся только на одном объяснении их возникновения, вытекающем из понимания механизма получения травм вследствие форсированного торможения тела, при котором ткани подвергаются чрезмерному растяжению с целью остановить движение определённой части тела. В западной литературе такие травмы называются «травмами торможения».

Первичная активация триггерной точки обычно связана с определённой степенью механического перенапряжения мышцы, которое может быть острым, хроническим или повторяющимся (1).

Кроме того, к активации уже имеющейся латентной триггерной точки может привести продолжительное пребывание мышцы в укороченном состоянии. Этот процесс значительно ускоряется в том случае, если укороченная мышца часто сокращается. Количество активных триггерных точек связывают со степенью сдавления нервов, вызывающей видимые на электромиографии изменения (исследования касаемо этого вопроса проводились на параспинальных мышцах, однако все факты указывают на то, что это суждение справедливо и для остальных мышц). Триггерные точки могут быть активированы вследствие нарушения передачи белков микротрубочками между нейроном и окончанием двигательного нерва.  

Примером «травмы торможения», с которой многие из нас когда-либо имели дело, является травма тканей грудино-ключично-сосцевидной мышцы (ГКСМ). Хлыстовые травмы шеи возникают вследствие форсированного ускорения движения шейного отдела позвоночника (например, при сгибании или разгибании шеи) и быстрого торможения этого движения ГКСМ и мышцами шеи передней группы. Вследствие этого возникает перенапряжение и укорачивание мышц, что, в свою очередь, при отсутствии какого-либо лечения может привести к активации триггерных точек, возникновению боли и ограничению подвижности.

ПРОФИЛАКТИКА – ЛУЧШЕЕ ЛЕЧЕНИЕ
Многие профессиональные спортивные тренеры включают в программу тренировок для своих подопечных упражнения, направленные на отработку торможения, что помогает предотвратить различные спортивные травмы. Такие тренировки позволяют атлетам развить навыки торможения, что даёт им возможность контролировать силу при замедлении определённых движений. Очень часто люди приступают к выполнению серьёзных упражнений, играют в спортивные игры и бегут пятикилометровые марафоны абсолютно неподготовленными. Говоря простыми словами, они получают травмы, потому что их мышцы просто не могут так быстро адаптироваться к колоссальной нагрузке – для этого необходим достаточный тренировочный стаж и время на адаптацию. Именно из-за такого подхода к тренировкам у многих начинающих спортсменов развиваются микроразрывы в тканях. Со временем микроразрывы превращаются в мышечные узлы, вызывая боль и нарушения функциональности.

Наши мышцы сокращаются концентрически, чтобы создать усилие и придать ускорение, изометрически, чтобы стабилизировать и сбалансировать положение, и эксцентрически, чтобы уменьшить усилие и замедлить движение. Начинающие спортсмены зачастую сосредотачивают своё внимание исключительно на концентрических сокращениях, придающих ускорение – они просто выходят на улицу и бегут.

ПРЯМАЯ МЫШЦА БЕДРА
Сейчас я хочу поделиться с вами историей одного моего клиента, решившего, что пятикилометровые марафоны помогут ему сбросить вес. Несмотря на то, что ранее он никогда не тренировался, в один прекрасный день он попросту решил начать бегать. Буквально неделю спустя у него настолько сильно заболело колено, что он решил обратиться к ревматологу, считая, что у него внезапно развился артрит.

Проведя несколько тестов, врач не обнаружил причины возникновения боли. Затем этот человек пришёл ко мне. Я спросил у него, сколько километров он пробегал за неделю, когда он впервые почувствовал в боль в колене, и в какой обуви он бегает. Оказалось, что в неделю он пробегал всего 3-4 километра в сумме, стремясь с каждым днём бегать все дольше и дольше. Боль развивалась постепенно, и да – перед началом тренировок он купил кроссовки для бега.

А теперь я перечислю его ошибки, которые никому не советую повторять: перед бегом он не разминался, он не изучил методики постепенного увеличения километража, после бега он не растягивался, поскольку ему попросту не хватало времени. Кроме того, он даже не последовал совету, указанному на коробке с беговыми кроссовками – в первые четыре недели такую обувь следует носить лишь 10% от целого дня, чтобы дать возможность стопам, лодыжкам, коленям и бёдрам адаптироваться к непривычному положению.
Я попросил его показать место, где болевые ощущения выражены наиболее интенсивно. Он указал на точку прямо над надколенником. Я провел тест Томаса, чтобы определить, не укорочена ли четырёхглавая мышца бедра, и обнаружил, что с правой стороны ноги мышцы были значительно укорочены по сравнению с мышцами слева. 
Целью терапии являлось увеличение длины четырёхглавой мышцы бедра и снятие боли в колене. Всему виной оказалась классическая триггерная точка прямой мышцы бедра, которую я обнаружил высоко на бедре чуть ниже нижней передней подвздошной ости. Кроме того, его осанка тоже внесла вклад в эту проблему – у него наблюдался наклон таза влево.

Я считаю, что основной деталью каждого сеанса является наличие сиюминутной цели, достижение которой докажет вам, что вы избрали правильную технику и стратегию терапии. Отправной точкой в терапии в этом случае для меня являлись результаты теста Томаса и интенсивность боли в колене.

ПЛАН ТЕРАПИИ ТРИГГЕРНОЙ ТОЧКИ ПРЯМОЙ МЫШЦЫ БЕДРА
1. Начали мы с мануальной терапии, сконцентрировавшись на растягивании прямой мышцы бедра и окружающей её фасции.
2. Затем я приступил к лёгкому щипковому массажу прямой мышцы бедра.
3. Затем я тщательно прогрел мышцу с помощью горячего полотенца. Для этой цели можно использовать камни или мешочки с рисом. 
4. Затем я применил метод проприоцептивной нейромышечной фасилитации, растягивая прямую мышцу бедра.  

Сеанс продолжался 45 минут. Несколько раз я проверял степень выраженности болевых ощущений в колене и длину мышцы. После первого сеанса клиент, по его словам, чувствовал себя лучше процентов на 90, а после второго – на все 100. Также я дал ему и задание на дом – укрепление, растяжка и стабилизация этой мышцы с целью «приучить» её к резкому торможению, что крайне важно для бега.

Главный герой следующей истории – заядлый игрок в гольф. Он жаловался на внезапные приступы боли в медиальной части коленного сустава и его нестабильность, а также на боль в бёдрах. Ортопед уверял его, что никакой видимой причины боли ему обнаружить не удалось. Вновь я оценил длину четырёхглавой мышцы бедра, применяя тест Томаса, вместе с этим обращая своё внимание на длину приводящих мышц, используя тест Патрика (признак Фабера). Я привёл ногу клиента в положение отведения и медиального вращения, чтобы изолировать приводящие мышцы. Я обнаружил, что мышцы с левой стороны, где и наблюдались болевые ощущения, были короче относительно мышц с правой стороны. Это подтвердилось во всех тестах.

Узнав это, я сразу же спросил, не менял ли он недавно свою обувь для гольфа. Обувь может влиять на передачу энергии лодыжками с правой стороны при замахе назад на левую сторону при ударе по мячу. Чрезмерно жёсткая обувь препятствует инверсии и эверсии лодыжек, что приводит к повышению нагрузки на коленный сустав. Это яркий пример развития триггерных точек вследствие частого повторения определённого движения – лодыжки находятся в неправильном положении при каждом ударе по мячу. При пальпации я обнаружил триггерную точку в проксимальном отделе медиальной широкой мышцы бедра, что и вызывало боль в переднемедиальной части колена и в нижней части бедра.

Триггерные точки в этой мышце очень легко не заметить, поскольку они минимально ограничивают подвижность колена и в ряде случаев не вызывают болевых ощущений – только приводят к дисфункции. В большинстве своём триггерные точки медиальной широкой мышцы бедра болезненны лишь несколько недель. Затем проблема переходит в другую фазу – вместо боли возникают внезапные эпизоды слабости четырёхглавой мышцы бедра, что приводит к дестабилизации коленного сустава (1).
 

ТЕРАПИЯ ТРИГГЕРНОЙ ТОЧКИ МЕДИАЛЬНОЙ ШИРОКОЙ МЫШЦЫ БЕДРА
Отправной точкой в терапии триггерных точек медиальной широкой мышцы бедра являются болевые ощущения, результаты теста Томаса, теста Патрика, и длина приводящих мышц.
1. На протяжении сеанса клиент лежал на спине, на животе и на боку. Начали мы с положения лёжа на спине, сосредоточившись именно в таком положении на массаже задней поверхности бедра.
2. Затем я попросил клиента лечь на бок и разогнуть ногу, в которой наблюдались болезненные ощущения, чтобы проработать приводящие мышцы. Другая нога была согнута под углом в 90 градусов и лежала на подушке.
3. Затем я удлинил ткани медиальной широкой мышцы бедра и её фасциальной связи с мышцами приводящей группы.
4. После этого я приступил к щипковому массажу этой мышцы. За щипковым массажем последовала проприоцептивная нейромышечная фасилитация. Следуя этой методике, я растянул четырёхглавую мышцу бедра и приводящие мышцы.
5. В самом конце я использовал горячие полотенца, чтобы прогреть мышцу.

Каждый шаг следует повторять до тех пор, пока длина мышцы и выраженность болевых ощущений не изменятся. После проведения данного сеанса клиент обнаружил, что у него абсолютно ничего не болит, однако для закрепления я провел ещё один сеанс.

СПИСОК АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.    Travell J, Simmons DG.
Myofascial Pain and Dysfunction: The Trigger Point
Manual, Vol. 2. Philadelphia: LWW, 1998

Дебби Робертс

 

Категории статей: