Психологическое здоровье клиента

Массаж.ру

После окончания школы массажа я целый год проработал в клинике хиропрактики. В течение этого года ко мне на приём приходили клиенты с ярко выраженными как физическими, так и психологическими проблемами. Преподаватели говорили мне, что массажист в процессе своей трудовой деятельности должен сотрудничать с терапевтами, хиропрактиками, остеопатами и мануальными терапевтами, а вот про сотрудничество с психиатрами и психологами я не слышал ни слова. Несколько лет назад я закончил курсы психологии, и это дало мне возможность по-новому взглянуть на клиентов с психологическими проблемами.

В каких случаях необходим совет психолога?

Дэвид в первый раз пришёл ко мне с жалобами на сильнейшие боли в спине, вызванные неудачным падением, обострившим течение хронического дегенеративного заболевания позвоночника. С собой у него была трость, без которой он не мог ходить, и пухлая медицинская карта. Врач выписал ему сильные обезболивающие, кроме того, Дэвид каждую неделю посещал большое количество врачей.

После недели работы с Дэвидом я понял, что помимо физических симптомов он страдает от нездоровой фиксации на своём заболевании и навязчивых идей. Он без умолку рассказывал мне о своих обезболивающих. Несколько раз он приходил на сеанс в состоянии сильного наркотического опьянения, вызванного передозировкой анальгетиков. У него развилась психическая зависимость и синдром Мюнхгаузена вследствие постоянного внимания со стороны врачей и родственников. К счастью, лечащий врач Дэвида заметил эту проблему раньше меня и направил его к психологу.

Конечно, случай Дэвида – это скорее исключение, а не правило. Его навязчивая фиксация на своём заболевании поставила под угрозу его возвращение к нормальной жизни. Я считаю, что в его случае истинные причины психологических проблем – лекарственная зависимость и чрезмерная опека. Чаще всего люди с серьезными физиологическими проблемами страдают от депрессии.

Второй пример я приведу уже из своей частной практики. Ким было на тот момент 35 лет, и она несколько лет безуспешно пыталась забеременеть. Больше года она и ёё муж ходили по разным врачам, но никто толком не объяснил, в чём дело. Ким приходила ко мне раз в месяц и каждый раз она плакала на массажном столе. Она много говорила сквозь слёзы про свою борьбу и страдания, но, к счастью, она сама осознавала свои психологические проблемы, поэтому мне не составило труда посоветовать ей обратиться к психологу. К моему удивлению, мать Ким оказалась психологом. Она согласилась помочь мне подыскать хорошего специалиста для своей дочери. В этом случае все проблемы Ким были очевидны, и их причины лежали на поверхности. Однако не всегда всё так просто.

Будьте внимательны к своим клиентам

В процессе терапии старайтесь отмечать поведенческие особенности клиента – это поможет вам решить, стоит ли направлять клиента к психологу или нет. Иногда эти особенности настолько неочевидны и зависимы от ситуации, что выявить их порой бывает очень непросто.

Например, если обычно весёлый и жизнерадостный человек на протяжении нескольких месяцев после смерти матери приходит к вам угрюмым и подавленным, смело советуйте ему обратиться к психологу. Разительные смены настроения или поведения – первый признак наличия психологических проблем.

Будьте внимательны к своим постоянным клиентам. Патологические особенности настроения и поведения могут проявляться лишь во время диалога с глазу на глаз. Обращайте своё внимание на такие фразы, как «Я просто не знаю, что со всем этим делать», «Я думала, что самое страшное уже позади, но я ошибалась». Эти фразы сигнализируют о неспособности клиента справиться с жизненными трудностями.

Однако не все клиенты так открыто говорят о своих переживаниях. Подбирайте правильные слова и осторожно расспрашивайте клиента о его психологическом самочувствии. Однако не пытайтесь самостоятельно помочь ему – порой даже незаметные и непримечательные изменения в поведении и настроении являются симптомами серьезных психических заболеваний.

К слову, больше всего информации вы получите, задавая вопросы, начинающиеся с «Что?» и «Как?». Не стоит задавать вопросы, подразумевающие короткие ответы вроде «Да» и «Нет». Вопросы, начинающиеся с «Почему?», могут пробудить в клиенте чувство вины, которое не позволит ему быть достаточно откровенным с вами.

В первом моём примере Дэвид сразу продемонстрировал множество особенностей поведения, характерных для человека с серьезными психологическими проблемами. Его смятение, невнятная речь, фразы вроде «Я уже сам повышаю себе дозу – рекомендации врача больше не помогают» – прямо говорили о его нарастающей фиксации и психологической зависимости от лекарств.  Его воля была подавлена сильнодействующими препаратами, и он уже не видел никаких перспектив в нормальной жизни.

Как посоветовать клиенту обратиться к психологу?

Самый сложный шаг – сказать клиенту, что вы считаете, что ему нужна помочь профессионального психолога. Как дать клиенту понять, что я беспокоюсь о нём? Помните, что с вашей стороны должно поступить лишь простое предложение, совет. Так же, как клиент может принять к сведению или проигнорировать ваши советы по поводу растяжки дома и необходимого количества воды в день, он может принять или отвергнуть ваш совет касаемо посещения психолога. Будьте сочувственны и искренни – в этом случае только болезненно чувствительные люди обидятся на вас из-за вашего предложения.

Выберите наиболее подходящий момент. Если вы заметили, что на протяжении последних шести недель ваш клиент необычно раздражителен, необщителен или плаксив,  не стоит внезапно прерывать сеанс, чтобы сказать ему о необходимости посетить психолога. Помните Ким? Несмотря на то, что плакала она на каждом сеансе, я всё равно дождался подходящего момента. Каждый раз я спрашивал, всё ли у неё хорошо и продолжал сеанс. И лишь в конце пятого сеанса я поговорил с ней по поводу визита к психологу.

Не забывайте, что в глазах своего клиента вы – профессионал. Ведите себя так, как подобает профессионалу! Не дайте своим эмоциям захлестнуть вас. Вот хороший пример совета от профессионала: «Мне кажется, что эта проблема изматывает вас. Я волнуюсь. Вы не думали обсудить вашу проблему с профессионалом?».

Всегда имейте с собой визитки знакомых психологов, на крайний случай – имена и мобильные телефоны. Если вы стесняетесь или волнуетесь, попрактикуйтесь делать такое предложение друзьям или перед зеркалом. Заботьтесь о благополучии клиента, но оставайтесь в своих профессиональных рамках. Чтобы прибавить себе уверенности, наденьте халат – людям легче будет довериться. Осознавать неспособность помочь человеку – мука для настоящего врача. Если вы массажист, лучший способ помочь в таком случае – посоветовать обратиться к специалисту-психологу.

Заключение

Далеко не каждому вашему клиенту требуется психологическая помощь, но когда-нибудь вы точно столкнетесь с такой проблемой. Будьте готовы к этому: внимательно приглядывайтесь и прислушивайтесь к человеку. пришедшему к вам на массаж. Чтобы помочь человеку вновь стать здоровым в физическом плане, необходимо помочь ему избавиться и от психологических проблем, ведь проблемы разума и тела очень часто имеют одни и те же корни.

(Джереми Смит)

 

 

Категории статей: