Сила воображения

Образы в помощь терапевту

Почему для массажиста так важно глубокое изучение и постоянное повторение анатомии и физиологии? Ответ, на первый взгляд, прост: «Чтобы знать, какие мышцы как работают» и так далее. Но на самом деле, это лишь верхушка айсберга. Что насчёт наших клиентов? Должны ли они так же хорошо знать тело человека, как мы? Разве недостаточно одних лишь наших профессиональных знаний и умений для успешной работы? Возможно, в некоторых случаях, да. Но чаще всего каждый наш клиент обладает огромным потенциалом самоизлечения, значительно превышающим наши способности. В большинстве случаев мы должны проявлять себя не только как терапевты, но и как преподаватели.

КАК МЫ УЧИМСЯ?

Спросите сами себя – какие вы знаете наиболее эффективные методы изучения анатомии и физиологии? Можно ли понять и выучить структуру и функции человеческого тела только с помощью вербального описания? Скорее всего, нет. Скорее всего, в процессе вашего обучения преподаватели использовали картинки, модели скелетов и таблицы, а также вы учились пальпировать и делать массаж, совмещая теорию и практику. Тот же самый метод очень эффективен и при работе с клиентами, страдающими от различных болей.

ВЫ – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Введение образовательного компонента в свою практику – чрезвычайно эффективный шаг. Как говорится, тяжело в учении – легко в бою. Ниже я приведу трёхфазную схему использования образных представлений для клиентов, задача которых – самостоятельное избавление от дисфункциональных паттернов, что в конечном итоге приводит к снятию болевых ощущений и улучшению качества жизни.

Первый шаг: введение в визуальную анатомию

Клиенты могут легко сказать вам, где у них болит. Однако об эффекте домино, имеющим место между прилежащими и отдалёнными структурами, они не знают. Если им показать изображение мышцы, расположенной в месте, где они отмечают у себя болевые ощущения, и объяснить, как работает эта мышца и как она взаимодействует с близлежащими структурами, клиенты с лёгкостью начинают самостоятельно контролировать паттерны движения.

В качестве примера разберём лопатку. Множество жалоб клиентов связано со снижением мобильности лопаточно-грудного (торакального) сустава. Клиенты могут говорить нечто вроде «болит прямо внутри лопатки», или «болит под лопаткой». Вы можете показать клиенту малую грудную, ромбовидную, трапециевидную и переднюю зубчатую мышцы и объяснить, как они взаимодействуют друг с другом и как они влияют на движение лопатки и осанку. Даже если клиент не запомнит детали, он начнёт осознавать всю картину целиком. Все мои клиенты высоко ценят данный подход.

Покажите вашему клиенту сначала изображение костей, затем мышц, окружающих кости и удерживающих сустав на своем месте. Подчеркните, что суставы окружены мышцами со всех сторон. Онлайн-сервисы, наподобие Primal Pictures, анатомические атласы с цветными картинками и схемы месторасположения триггерных точек – идеальные помощники в процессе обучения. Также вы можете приобрести модель скелета, отдельные модели некоторых костей и позвоночника, чтобы продемонстрировать функции этих структур и их связь с целым рядом распространённых жалоб.

Второй шаг – сосредоточение внимания на одной области

Попросите своего клиента прикоснуться к месту, о котором вы рассказываете и произвести несколько движений мышцами, расположенными в этой области (если это возможно). В это время в голове у человека должен сложиться образ, составленный из изображения, которое вы показали, и результатов тактильного восприятия.

Если клиент прикасается к малой грудной мышце, держа в голове её изображение, мозг сразу же пошлёт прямой сигнал к этой мышце. Просто немного внимания к мышце может запустить процесс изменения её функционирования и последующего восстановления после травмы и/или долгого наличия дисфункционального паттерна.

Затем попросите клиента произвести движение, включающее данную мышцу и прилежащие в работу на всём возможном диапазоне её движения. Визуальный и тактильный образы вкупе с движением обеспечивают глубокий эффект многомерного восприятия, что приводит к улучшению проприоцепции. Очень часто боль в этой области (в малой грудной мышце) игнорируется, а эти движения, несомненно, вызовут болевые ощущения – таким образом вы привлечёте внимание клиента к проблеме. Боль – это сигнал SOS, исходящий от организма. Внимание к проблемной зоне приводит к практически мгновенному снижению выраженности болевого синдрома.

Третий шаг – визуализация результатов

Проинструктируйте клиента как производить визуализацию структур, движение, а затем представлять желаемый результат по 10-20 минут каждый день. Попросите клиента завести дневник, куда он будет записывать все происходящие изменения в самочувствии – это поможет отследить прогресс.

Метод визуализация уже много лет с большим успехом используется спортсменами для достижения желаемых результатов. Изучение особенностей нейронной трансмиссии в головном мозге показывало, что при выполнении физических упражнений активируются те же нейрональные паттерны, которые задействуются просто при представлении этой физической активности в мыслях. Клиент может совмещать образы анатомических структур с визуализацией различных методик воздействия на них (например, массаж, направленный на расслабление мышцы или улучшение циркуляции крови и лимфы). Я сама практикую такой метод на себе – результаты потрясающие!

УЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ

Этот подход не только поможет вашим клиентам повысить самосознание и осознание собственного тела, но и даст вам возможность повторить основы анатомии, физиологии и кинезиологии. Любой учитель может признаться, что в процессе преподавания он обнаруживал у себя пробелы в знаниях – и теперь вы знаете, как их заполнить. Это особенно полезно для тех, кто недавно закончил институт – применяя этот подход, вы поймете, что учиться вам необходимо на протяжении всей карьеры. Применяйте этот подход как при работе с вашими клиентами, так и заботясь о собственном здоровье. Не забывайте вести дневник улучшений!

Синди Уильямс

 

Категории статей: