Синдром навязчивых движений

Все мы когда-либо встречались с людьми, которые постоянно щёлкают пальцами, хрустят шеей, грудью и спиной? Я работал с клиентами, которые даже на первичном осмотре постоянно вращали головой, разминали шею и наклонялись вперёд-назад. Один раз мой клиент, зайдя ко мне в кабинет, завел руки за спину и выдвинул грудь вперёд, ожидая заветного щелчка. Щелчка он не дождался, а вот травму он получил весьма серьёзную. 

Проблема такого рода имеет точное наименование – синдром навязчивых движений (СНД). Обычно клиенты с СНД жалуются на сильную боль в шее и мышечное напряжение. Чаще всего я встречаю людей с СНД, демонстрирующих обсессивно-компульсивное стремление наклонять голову вбок и щёлкать пальцами. Дома такие люди пугают своих домочадцев звуками, которые они извлекают из своих суставов, а потом они приходят ко мне с жалобами на невыносимые боли и, конечно же, хруст во всевозможных суставах.

За многие годы работы в сфере хиропрактики я повстречал множество таких людей. Многие из них утверждают, что, например, движения, вызывающие хруст в шее (в качестве примера я буду использовать хруст в шее, но всё, написанное ниже, применимо и во всех остальных ситуациях), помогают им избавиться от боли в мышцах и суставах. Это, конечно, правда, но ведь хруст не решает истинной проблемы, и человек начинает хрустеть шеей постоянно, чтобы снять болевые ощущения.

В скором времени периодический хруст шеей превращается в привычку и вместо того, чтобы разминать шею исключительно в целях снятия болевых ощущений, человек начинает компульсивно хрустеть шеей постоянно. Кроме того, это действие уже перестаёт приносить желаемый результат – снятие болевых ощущений – и с каждым разом человек начинает разминать шею все интенсивнее и интенсивнее, добавляя к этому движению дополнительное вращение.

На самом деле мы, хиропрактики, тоже используем подобные методы снятия болевых ощущений. Однако в своей работе хиропрактик использует быстрые мобилизационные манипуляции с низкой амплитудой (амплитуда в данном контексте – глубина приложения силы).

Если подобные движения выполнять правильно (в границах плоскости сустава), для достижения желаемого результата требуется приложение меньшего усилия. Кроме того, хиропрактики используют влажное тепло, растяжку, массаж и прочие техники, способствующие расслаблению мягких тканей, перед тем, как приступить непосредственно к терапии.

Когда человек самостоятельно выполняет эти движения, он, разумеется, не руководствуется информацией, в какой плоскости двигается тот или иной сустав, не согревает и не разминает мышцы – именно поэтому ему приходится прилагать большие усилия, создавать дополнительный крутящий момент, приводить шею в положение гиперэкстензии и выполнять движение с большей амплитудой – всё это может привести к развитию определённых проблем.

Вскоре постоянное увеличение прилагаемого усилия приводит к развитию воспаления и спазмированию мышц-стабилизаторов шеи. Кроме того, может наблюдаться слабость связок, поддерживающих шейный отдел позвоночника. Исследования показали, что чрезмерная стимуляция мышц спины, межостистых связок, твёрдой мозговой оболочки и дугоотростчатых суставов может привести к появлению местной и иррадиирущей боли.

Основные симптомы, наблюдающиеся у таких пациентов – постоянное мышечное напряжение и боль, а также боль в суставах шеи. Такие клиенты обычно говорят: «Мне всё время кажется, что надо похрустеть – но это уже не помогает». Боль описывается как острая и билатеральная, распространяющаяся по всей поверхности шеи и сопровождаемая мышечным напряжением. Обычно не наблюдается снижения активного или пассивного диапазона подвижности, однако боль возникает именно при движении шеей и сопровождается субъективным ощущением мышечного напряжения, что может снижать подвижность. Пассивные движения могут вызывать болевые ощущения при достижении крайних точек диапазона подвижности.

При пальпации обычно обнаруживается повышенная чувствительность и гипертонус латерально относительно мест креплений лестничных мышц, а также у мест креплений мышц, поднимающих лопатку, трапециевидных мышц, ременных мышц головы и шеи. Кроме того, боль может иррадиировать в подзатылочную область или руки. Слабость мышц и другие неврологические симптомы, такие как снижение рефлексов и чувствительности, не наблюдаются.

Своим клиентам я говорю, что таким образом тело пытается защитить эту область. Как при переломе накладывают шину, так и в этом случае наше тело «накладывает» болевые ощущения в ответ на развитие воспалительного процесса в суставе, чтобы избежать более серьёзных повреждений. Кроме того, происходит возбуждение рецепторов суставов, связки слабеют и, в конце концов, сустав теряет стабильность. Развивается мышечный спазм, призванный компенсировать дестабилизацию сустава и снизить подвижность.

Также не стоит забывать и о механизме формирования привычки. В головном мозге находится особый центр удовольствия, который можно стимулировать любой активностью, способной войти в привычку – в нашем случае мы имеем дело с привыканием к хрусту шеей. У людей, привыкших постоянно разминать шею, это действие приводит к повышению выработки нейромедиатора дофамина и эндорфинов, естественных агонистов опиоидных рецепторов. Эндорфины возбуждают центр удовольствия, и человек ощущает глубокое удовлетворение после таких движений. В конце концов, возникает своеобразная зависимость от хруста шеей – эндорфинов требуется всё больше и больше.

С болью дело обстоит несколько иначе. Клиент не начинает беспокоиться и следить за тем, чтобы не вызвать движениями болевые ощущения – до похода к врачу он уверен, что болевые ощущения вызваны не его привычкой. Он уверен, что хруст помогает справиться с болью и напряжением.

Я успешно убеждаю своих клиентов в том, что их привычка является самой настоящей проблемой. Возможно, странно слышать от хиропрактика, что разминание шеи – это проблема, однако следует понимать, что только профессионал своего дела может размять шею правильно.

К счастью, в отличие от небезызвестной программы «12 шагов», я использую только два шага. Во-первых, я убеждаю клиента в том, что ему необходимо прекратить хрустеть и щёлкать шеей. Мышцы и связки буквально молят человека о пощаде, и этому скорбному дуэту подпевает воспаление. Я объясняю клиенту, что связки должны стабилизировать положение позвоночника – их не надо постоянно растягивать, не оставляя ни малейшего шанса на восстановление.

Обычно спустя четыре недели терапии клиент уже не чувствует боли. В этот период может потребоваться противовоспалительная терапия (я предпочитаю использовать гомеопатические миорелаксанты и советую клиентам при желании похрустеть шей прикладывать к ней лёд). Ещё через четыре недели у клиента пропадает тяга к разминанию шеи.

Основное правило – продержаться два месяца без хруста. Обычно первая неделя – самая тяжелая, особенно для тех, кто работает за компьютером. Также я советую не пить кофе и прекратить приём любых других стимуляторов, поскольку они могут вызывать нервное и мышечное напряжение. Возможно, для избавления от привычки клиенту потребуется сменить подушку, на которой он спит, на более удобную или ортопедическую.

Следующий шаг – снятие воспаления и спазма. Наиболее эффективны массаж и растяжка верхнего отдела трапециевидных мышц, мышцы, поднимающей лопатку, лестничных мышц, грудинно-ключично-сосцевидной мышцы и, в особенности, ременной мышцы шеи.

Постизометрическая растяжка и тракции по длинной оси также полезны для лечения триггерных точек и снятия мышечного напряжения. В период реабилитации клиент может самостоятельно растягивать шею, однако не до щелчка – следует продемонстрировать правильную технику растяжки.
Дэвид Бонд​

 

Категории статей: