Вредная самокритика

Думаю, что многие массажисты и мануальные терапевты встречались с очень самокритичными клиентами, которые постоянно рассказывают о своих недостатках. «Я в ужасной форме», «Я совсем не забочусь о своём здоровье», «Я знаю, что мне надо перестать лениться, взять себя в руки и заняться собой» – вот что можно услышать в разговоре с такими людьми.

Такой тип мышления приводит к двум основным проблемам, в первую очередь – к эмоциональным. Негативные мысли о себе порождают негативные эмоции – грусть, разочарование, ощущение безнадёжности и даже отчаяния.

Менее очевидным является влияние такого мышления на другие сферы жизни. Человеку, постоянно обвиняющему и критикующему себя, очень трудно разбираться с реальными жизненными проблемами, понимать их истинную суть и причины. Такие люди склонны к обобщённым обвинениям себя в каких-то недостатках: «Я ужасно безответственный», «Я в плохой физической форме» и так далее, и такие слова отвлекают их от конкретных фактов, которые расстраивают их, выбивают из колеи – например, пропуск тренировки на прошлой неделе, переедание за праздничным столом и так далее. Говоря это, они убеждают себя, будто им стоит поменять в себе что-то, стать другими людьми, изменить свой характер (внезапно стать более ответственным) или тело (взять и прийти в форму). К продуктивным действиям такие мысли не приведут.

Мы, как специалисты, которые заботятся о здоровье других людей, можем научить наших клиентов более конструктивному подходу к таким вопросам. Для этого мы должны отучиться отвечать на подобные высказывания простым отрицанием (Ну что вы, вы же отлично выглядите!) или критиковать их мышление (Вы слишком строги к себе!). Такие ответы приведут или к спору (Вы говорите это, только чтобы мне стало лучше), или только подольют масла в огонь самокритики (Да, вы правы, я к себе слишком строг. Мне надо научиться относиться к себе лучше. У меня всегда была низкая самооценка, и я думаю, что это только моя вина). Все примеры ответов реальны – мои студенты рассказали мне об этих случаях.

На самом деле, наша задача – сместить фокус диалога, правильно перевести тему. Попросите вашего клиента определить, какие именно факты его жизни беспокоят его, а затем вместе с ним подумайте, как можно изменить ситуацию. Например, ваш клиент стал часто пропускать тренировки. Помогите ему вспомнить, что ему раньше помогало регулярно заниматься – друг, который тренировался вместе с ним, готовый план тренировок, и так далее. Затем обратите внимание на то, что ему мешает сейчас заниматься спортом регулярно (например, друг больше не может или не хочет тренироваться, или из-за большой нагрузки на работе у клиента не получается тренироваться в одно и то же время). Разобравшись с этими вопросами, гораздо легче найти решение проблемы – найти нового приятеля для тренировок, изменить программу, план, начать ходить в другое время.

Подталкивайте клиента к самостоятельному нахождению возможностей решения этой проблемы, а не придумывайте всё самостоятельно. Это очень важно – таким образом вы дадите клиенту понять, что он далеко не беспомощен, что он в силах изменить свою жизнь к лучшему. Я знаю по своему опыту, что осторожное наставление клиентов на путь решения их проблем – один из наиболее эффективных способов обеспечить благополучие клиента в долгосрочной перспективе.

Бен Бенджамин

 

Категории статей: