Прикосновение, несущее свет

Чтобы не погрязнуть в рутине и обрести вдохновение, порой необходимо оглядываться назад, спрашивая себя: «А зачем я вообще делаю то, чем занимаюсь?» Каждый сеанс массажа – это бесценный опыт, открывающий новые, ранее неизведанные грани вашей профессии. Главное – уметь замечать это и правильно анализировать, проводить своего рода ретроспективный анализ.

Разумеется, я пишу в своих статьях не про каждый сеанс и не про каждого клиента. Я описываю лишь самые интересные случаи, «жемчужины» моего опыта. Но в действительности я уверен, что каждый сеанс достоин описания в научных статьях и журналах. Сами знаете – сколько клиентов в день, столько и историй. 

Чтобы подкрепить свою уверенность, однажды я решил написать статью именно про третьего клиента за день, не обращая внимания на специфику причин его обращения ко мне. Я не знал, что за клиент придёт ко мне третьим сегодня и с какой целью. Я просто был уверен в том, что каждый сеанс без исключения – это урок и для массажиста, и для клиента. Эта статья получилась весьма необычной, но её посыл предельно ясен –  я думаю, вы согласитесь со мной.

– Ваша труд так важен для меня, – сказал клиент. 

Эта фраза разорвала длительную тишину – я около десяти минут работал с бёдрами клиента. 

– Спасибо, – ответил я. – Знаете, так много людей страдают от различных проблем, от боли и они не знают, что хороший массаж может запросто им помочь.

– Это точно, – сказал он. – Но я имел в виду не это. Само прикосновение для меня очень важно – многие это недооценивают. Прикосновение – великая сила. 

Естественно, я знал это, но не мог просто принимать эту благодарность как должное. Я знал, что мой клиент – профессиональный психотерапевт. Я работал с ним не первый год и успел понять, что всё, что он говорит – чрезвычайно важно. 

Спустя несколько минут я ответил ему: «Я работаю массажистом уже 38 лет, и по сей день меня искренне поражает тот факт, что люди, которые ранее меня никогда не встречали, с готовностью ложатся на массажный столик и позволяют мне прикасаться к ним. Я для них – незнакомец, однако они разрешают мне войти с ними в физический контакт, чтобы узнать, в чём причина их дискомфорта.  Я никогда не принимаю это как должное. Кроме того, многие люди делают это, находясь не в самом лучшем эмоциональном или психологическом состоянии, что для меня вообще необъяснимо».

– Об этом я и говорю, – ответил мой клиент. – Для многих людей позволить незнакомцу дотронуться до тела – непростое решение. Особенно это касается случаев, когда вы работаете с чувствительными или болезненными областями. 

– А ведь вы, по сути, занимаетесь тем же, – ответил я. – Люди приходят к вам, чтобы раскрыть душу, позволить вам заглянуть в самые уязвимые, самые сокровенные уголки их внутреннего мира. Они делают это, потому что знают, что это безопасно, они знают, что вы способны им помочь.

– Именно, – ответил он. – Однако массаж подразумевает куда больше открытости и непосредственности, чем психотерапия. Мы, психиатры, никогда не начинаем работу непосредственно с самых болезненных вопросов – мы подходим к ним спустя множество предварительных сеансов.

– Да, об этом я и не задумывался, – признался я. 

Разминая его плечи, я внезапно остановился.

– Вы общаетесь с клиентом устно, и я думаю, что люди склонны неосознанно недоговаривать, скрывать что-либо или откровенно лгать, если дело касается каких-то очень болезненных тем. Я говорю с клиентами на языке, соврать на котором просто невозможно. Мои руки на ваших плечах, и обратной дороги уже нет. Вы не можете избежать контакта, и я с лёгкостью узнаю о вашей шее абсолютно всё», – с улыбкой сказал я.

Клиент слегка посмеялся, и мы оба замолчали. Порой в диалоге нужно брать паузу, чтобы всё взвесить – это гораздо ценнее немедленного ответа.

Разговор продолжил он. 

– Один из моих клиентов посещает вашего коллегу и это, несомненно, идёт ему на пользу. У него есть одна проблема – ему трудно налаживать связи с людьми. У него были трудные взаимоотношения с родителями, его мать была холодна к нему, почти не разговаривала с ним, не говоря уже о каких-либо других формах проявления материнской заботы. Его основная проблема – практически полное отсутствие физического контакта со своей женой. Они живут душа в душу, но страсти между ними нет. Массаж ему здорово помогает, он обретает уверенность в себе и своих силах. Так вот, возвращаясь к моему вопросу. Когда человек ощущает первое прикосновение, несущее добро, не требующее ничего взамен?

– Вы говорите о прикосновении матери?

– Точно. Так что же вкладывает мать в своё прикосновение к ребёнку?

– Любовь, доверие и, несомненно, принятие».

– Теперь вы понимаете, почему массаж так важен для моего клиента? Суть не в самом прикосновении, а в том, какой посыл вложен в него. Люди позволяют прикасаться к себе лишь тогда, когда доверяют тем, кто касается их. Обычно доверие строится на основании взаимоотношений, доверие надо заработать. Прикосновение того, кому ты доверяешь, подразумевает эмоциональную связь, а именно этих эмоций и не хватило в детстве моему клиенту.

– Знаете, – ответил я, – я всегда говорю своим ученикам, что, прикасаясь к телу человека, вы прикасаетесь и к его нервной системе. Тело человека в полной мере отражает состояние его нервной системы.

– Ваши клиенты выздоравливают не только благодаря терапевтическому эффекту массажа, но и благодаря открытию и очищению своего внутреннего «я». Физически и эмоционально ощущая себя в безопасности, клиент учится принятию – принятию своего тела, своего характера, своих эмоций. Это чрезвычайно важный аспект. Физические и психические проблемы человека – это «трещины» его тела и духа. Как говорил поэт и автор песен Леонард Коэн: «Трещины есть во всём, но в них проникает свет». 

(Дуглас Нельсон)

 

Категории статей: