Магия нашей ЦНС

Однажды ко мне на приём пришла четырнадцатилетняя девочка. Конечно же, она была с мамой. Вместе они сели за стол, и она начала подробно описывать свои симптомы.

– Первый раз я почувствовала, что у меня что-то болит, несколько месяцев назад. Это была даже не боль, скорее глубоко внутри что-то ныло. Сначала не сильно, со временем становилось больнее. Первое время болели только икры, а потом и лодыжки.

Я поинтересовался:

– С одной стороны боль сильнее, чем с другой?

– Сначала заболела левая нога, а потом и правая. Я из-за этой боли вообще ничего не могу делать. Сейчас у меня ещё и колени болят, и я не могу в школе ни в футбол, ни в баскетбол играть, ни каким-либо другим спортом заниматься. Мне даже гулять тяжело. И мне кажется, что всё становится только хуже.

Я сказал ей, что, в первую очередь, я должен обследовать мышцы её ног. Как только я надавил на переднюю большеберцовую мышцу, она резко дёрнула ногой – на лице её явно читался дискомфорт. Приложив давление к задней части икроножной мышцы, я заметил у неё ту же реакцию. То же самое и с любым местом рядом с лодыжкой. Поняв, что дальше пальпировать эту область смысла нет, я решил обследовать другие мышцы.

Я аккуратно пальпировал прямую мышцу бедра, а именно её среднюю часть. Девочка вновь сморщилась от боли, но уже не так сильно, как при обследовании голени. Поняв, что боль распространялась очень широко, я начал думать о возможных механизмах и объяснениях. Обратившись к её маме, я спросил, ходили ли они к врачу.

Она ответила:

– В этом то и вся проблема. Врачи, не найдя сразу причины её болей, говорят, что жизни это не угрожает и вообще пройдёт само. Многие списывали это на мышечное напряжение из-за занятий спортом, но она уже давно ничем не занимается как раз-таки из-за этой боли. Да, жизни это не угрожает, но лучше её точно не делает. Мы в тупике.

Мама начала перечислять врачей, к которым они ходили. Как оказалось, на все заболевания, которые я подозревал, врачи её уже проверили – ничего не подтвердилось. Мне это было только на руку – отбросив в сторону серьёзные заболевания, я мог безопасно заняться мягкими тканями.

Проговорив с мамой пять минут, я заметил, что её дочь, лёжа на столе, зачем-то всё это время давит себе рукой на шею. Её мама увидела мой взгляд и объяснила причину довольно странного поведения её дочери.

– Она очень часто надавливает на шею спереди, особенно когда лежит. Не знаю, зачем, да и сама она не знает.

Девочка выглядела слегка смущённой тем, что я это заметил, но руку не убрала. Я успокоил маму:

– На самом деле, мы ничего не делаем просто так. Думаю, ты давишь себе на горло с какой-то целью.

– Я не знаю, почему, но когда я давлю себе на горло, мне гораздо легче расслабиться. Это меня успокаивает. Я спросил:

– Можно я осторожно посмотрю, что с мышцами передней части твоей шеи? Быть может, есть какая-то причина тому, что тебя это расслабляет. Сначала я проверил подвижность подъязычной кости и выяснил, что двигается она несимметрично. Движение влево было затруднено, что указывало на проблемы с лопаточно-подъязычной мышцей и двубрюшной мышцей с левой стороны. После того, как я проработал эти мышцы, я вновь проверил подвижность подъязычной кости – она почти восстановилась! Я показал девочке, как самостоятельно передвигать эту кость, чтобы расслабить и улучшить подвижность мышц, крепящихся к ней. В общем-то, она примерно это и делала, но теперь она могла делать себе самомассаж правильнее. Грудино-подъязычная и грудино-щитовидная мышцы были очень чувствительны с обеих сторон, как и латеральная головка грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Я показал девочке приёмы самомассажа и для этих мышц.

Вернувшись к её четырёхглавой мышце бедра, я снова приложил к ней давление той же силы, что и в начале сеанса, но девочка никак не отреагировала. Я смог тщательно проработать эту мышцу, обнаружив несколько очагов мышечного напряжения и нарушения подвижности. Мама и дочь были обе удивлены тем, что боль в ноге прошла после того, как я поработал с её шеей. Я объяснил им, в чём дело:

– Работа с шеей оказалась так эффективна для снятия боли в ногах, потому что во время этого небольшого массажа я смог немного успокоить перевозбуждённую нервную систему. Чрезмерное возбуждение ЦНС вызывает общую сенсибилизацию, то есть повышение чувствительности. ЦНС – это в своём роде регулятор громкости: если он выкручен на максимум, то даже самая незначительная боль будет «грохотать» во всем теле именно из-за сенсибилизации нервной системы. И наоборот, если успокоить нервную систему, боль пройдёт. Исследования показали, что проблемы с определёнными частями тела, такими как шея, могут очень быстро вызывать сенсибилизацию. Проработав шею, я смог тщательно заняться ногами – а дел то там было всего ничего. Интересно, да?

– Чудеса, однако, – удивлённо ответила мама.

– Да… Чудеса нашей нервной системы!

Дуглас Нельсон

 

Категории статей:

Комментарии

Здорово.