Помощники в действии

Первое, с чего мы начинаем изучать окружающий мир и наши тела – это тактильные ощущения, прикосновения между матерью и ребёнком. Массажисты и мануальные терапевты помогают людям с помощью прикосновений, используя их первозданную силу. Считается, что заботливое и доброе прикосновение в любых формах несёт огромную пользу как для тела, так и для души человека. Однако современные научные исследования показывают, что некоторые типы прикосновений могут быть значительно эффективнее других! [1].

Результаты недавно проведённого исследования, опубликованного в вестнике Национальной Академии Наук США (Proceedings of the National Academy of Sciences), указывают на то, что наш мозг, пытаясь предсказать последствия любого действия или воздействия извне, уделяет значительно меньше внимания прикосновениям человека к самому себе, так как последствия воздействия такого стимула очень легко предугадать. Для нашего мозга куда важнее прикосновения других людей, так как они являются новым стимулом, результат воздействия которого предсказать невозможно.

Принимая во внимание это исследование, можно с уверенностью сказать, что новый стимул, в нашем случае – прикосновение массажиста или мануального терапевта во время сеанса в совокупности с активным участием клиента в этом процессе может значительно повысить степень стимуляции нервной системы и терапевтический потенциал всего сеанса. Итак, как же применить эти теоретические положения на практике?

В мышечно-скелетных техниках выравнивания используются так называемые «движения-помощники» для активного вовлечения клиентов в процесс терапии и повышения общей эффективности работы. Направление, угол, скорость и прочие характеристики этого движения задаются терапевтом. Основная цель активного участия клиента в сеансе мануальной терапии заключается, как мы уже говорили ранее, в
стимуляции нервной системы, что помогает повысить эффективность сеанса и закрепить полученные результаты. Кратко эффекты движений-помощников можно изложить следующим образом:

• «Перенастройка», убеждение мозга в том, что движения, которые он считает болезненными, могут совершаться без какого-либо дискомфорта. Для этого используются техники постепенной растяжки.

• Снятие мышечных спазмов и давления с нервов.

• Развитие проприоцепции клиента и осознанного отношения к своему телу.

ИСТОРИЯ

Одного клиента направил ко мне его тренер. У молодого человека были проблемы с подвижностью шеи,
возникшие после прямого удара в левое плечо во время тренировки по футболу 6 месяцев назад (рис. 1). Несмотря на то, что боль в шее к этому времени уже почти прошла, ему было трудно поворачивать голову влево – он даже не мог посмотреть в зеркало заднего вида, находясь за рулём.

Когда я проводил осмотр, он сидел на стуле. Я сразу определил, что диапазон пассивного вращения шеи вправо, сгибания и разгибания был в норме. Однако повернуть шею влево он мог лишь на 30 градусов. Кроме того, сгибание шеи в левую сторону тоже было очень затруднено. На рис.2 я демонстрирую первый шаг мышечно-скелетной терапии такой травмы. Обратите внимание на то, как моя правая рука медленно поворачивает голову клиента влево до первого безболезненного барьера, а левая рука, слегка сжатая в кулак, сопротивляется этому движению. Это создаёт небольшое противодействие между двумя руками. Затем я попросил клиента глубоко вдохнуть и во время вдоха аккуратно повернуть голову вправо, пока я считаю до пяти и сопротивляюсь этому движению, и расслабиться. Левая рука остаётся на перенапряженном верхнем отделе трапециевидной мышцы, лестничных мышцах и ременных мышцах, клиент затем пытается посмотреть за левое плечо (глаза тоже должны активно работать – это одно из движений-помощников), поворачивая голову влево, а я в это время сопротивляюсь этому движению.

Я повторил этот приём три раза, затем клиент отдохнул, и я снова попросил его повернуть голову влево с моей помощью. Подвижность понемногу начала возвращаться, но когда я убрал руки и попросил его самостоятельно повернуть голову, я сразу же заметил спазм правой грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Чтобы проработать эту мышцу, используя движения-помощники, я 
попросил клиента лечь на левый бок и произвёл постепенную растяжку (Рис.3). Затем клиент снова сел, и мы повторили тест на вращение головы влево, чтобы проверить, как изменилась подвижность его шеи под воздействием гравитации. Несмотря на то, что он почувствовал, что двигать шеей стало легче, что-то всё равно препятствовало полному вращению.

Чтобы понять, в чём причина – мозг, вызывающий спазм, чтобы защитить повреждённые, как ему кажется, ткани или же дело в мышцах, связках 
или сдавлении нервов, я попробовал «обмануть» мозг клиента, вращая шею клиента по-другому.
Я попросил его сесть, привести подбородок к груди, сосредоточить взгляд на предмете, находившемся прямо перед ним, и медленно поворачивать плечи вправо и влево (Рис.4). Как только плечи клиента достигли крайней точки диапазона вращения, я попросил его остановиться и обратить внимание на то, в каком положении сейчас находится его голова и шея. Клиент очень удивился, поняв, насколько далеко ему удалось повернуть голову влево, попросту поворачивая плечами. Всё сразу стало понятно – дело в мозге. Я порекомендовал ему выполнять это упражнение дома, глядя в зеркало, чтобы «переучить» его мозг, убедить его в том, что такое движение шеей уже абсолютно безопасно – никакой травмы нет.

Зная, что шея клиента может нормально поворачиваться, но его мозг вызывает в какой-то мышце спазм, я приступил к пальпации мышц шеи и шейного отдела позвоночника – мне нужно было узнать, в какой мышце был спазм. Когда мои пальцы достигли основания его затылка, я заметил значительное напряжение подзатылочных мышц с правой стороны, особенно правой нижней косой мышцы головы. На рис.5 показано, как я применяю вспомогательное движение глазами (это движение-помощник, при котором активируется глазной нерв), чтобы снять спазм подзатылочных мышц, не позволявший атланту, первому шейному позвонку, нормально вращаться по своей оси.

Я работал с этим клиентом три недели и перепробовал множество мышечно-скелетных техник с использованием движений-помощников, но тот приём, который я описал в этой статье, оказался наиболее эффективным. Мой клиент добросовестно следовал моим рекомендациям и выполнял назначенные мною упражнения дома, что тоже поспособствовало скорейшему выздоровлению. Уже через два месяца он смог возобновить занятия футболом!

Эрик Делтон
Источник:

1. Rebecca Boehme et al., “Distinction of Self-Produced Touch and Social Touch at Cortical and Spinal Cord
Levels,” PNAS 116, no. 6 (February 2019): 2,290–99, https://doi.org/10.1073/pnas.1816278116.

 

 

Категории статей: