Массаж - катализатор восстановления

 

Однажды в холле нашей клиники я увидел девушку с гипсовой повязкой на руке, которую она почему-то крепко прижимала к груди. Её вид моментально привлёк моё внимание.
Мы разговорились, и она сказала мне: «Однажды я упала и сломала руку, и врачи скрепили мне кость пластиной и винтами. Вскоре рука начала сильно болеть, однако врачи уверяли меня, что восстановление проходит отлично – на рентгеновских снимках все было в полном порядке. Если всё так хорошо, как они утверждают, почему рука так сильно болит?»
Вы понимаете, что если сила удара было достаточно для того, чтобы сломать кости, то нервы и мышцы, пролегающие рядом с костью, тоже получили повреждения? – cпросил я. – Доктор ничего не говорил о повреждениях мягких тканей?»

Я объяснил ей, что очень часто при закрытых переломах врачи не обращают внимание на повреждения мягких тканей, надеясь на их самостоятельную регенерацию, их главная цель – восстановить целостность кости. Я сказал, что могу ей помочь, и мы договорились встретиться на следующий день.

КАРТА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Перед началом сеанса я обратил внимание на одну странность в поведении девушки – она снимала свою блузку через голову, стараясь избежать прямого контакта ткани с кожей. Когда она легла на массажный стол, я заметил тень беспокойства на её лице.

– Покажите мне, пожалуйста, в каком месте болевые ощущения наиболее интенсивны? – поинтересовался я.

– У меня постоянно болит рука, – сказала она, указывая на плечелучевую мышцу, – а временами сильно болит локоть. Несмотря на то, что боль ощущается где-то в глубине, мне кажется, что моя кожа стала очень чувствительной. Из-за постоянного раздражения я не могу уснуть ночью, мне неприятно лежать на кровати.

Я начал очень аккуратно поглаживать кожу на её руке чуть повыше локтя, постепенно переходя к кисти. Чтобы оценить уровень чувствительности, я проделал это несколько раз в разных вариациях. Вскоре я составил для себя примерную «карту» чувствительности её кожи, что помогло мне понять, в каких областях её руки имело место повреждение мягких тканей. Оценка проприоцепции в данном случае была необходима. Вскоре девушка напряглась, подумав, что я собираюсь в этот раз приложить больше давления.

– Что вы хотите сделать? – спросила она, – простите, я не хочу мешать вам делать свою работу, но мне очень больно, когда вы прикасаетесь к моей руке!

– Не стоит извиняться, – ответил я, – я понимаю, что вам очень некомфортно. Давайте посмотрим, сможем ли мы понизить чувствительность вашей кожи, используя непрямой подход.
Слегка надавив на чувствительную точку на руке, я попросил девушку запомнить уровень дискомфорта, чтобы сравнивать с ним ощущения в последующем. После я начал пальпировать левую сторону её шеи с С5 до С7.

– Это место тоже очень чувствительно, но мне в большей степени приятно! – отметила она. – Это как-то связано с моей рукой?

– Возможно, но не будем торопить события. Я хочу узнать кое-что еще. А что вы чувствуете в этой области? – спросил я, надавливая на точку, расположенную на подостной мышце.
– Ох, мне очень больно, – ответила она, – Но почему?

Проделав несколько несложных манипуляций, чтобы снять боль в шее и подостной мышце, я вернулся к точке на её руке, с которой мы начали осмотр и надавил на неё.

– Неужели это то же самое место? – воскликнула девушка. –  Теперь болит гораздо меньше!

– Нервы, иннервирующие эту область, берут своё начало в той области шеи, которую я массировал. Кроме того, недавние исследования установили связь между мышцей плеча, которую я массировал и этой зоны на руке. Воздействие на одну из этих областей также влияет и на связанную с ней.
Теперь прикосновения к руке не вызвали у неё неприятных ощущений. Однако я не увеличил прилагаемое давление, ведь это был всего лишь первый сеанс – длительность и интенсивность массажа я повышал постепенно.

МАССАЖ КАК КАТАЛИЗАТОР ВОССТАНОВЛЕНИЯ


Когда моя подопечная пришла на второй сеанс, я не поверил своим глазам – она открыла дверь моего кабинета, толкнув её повреждённой рукой!

– Боль ушла, и всю неделю я разрабатывала руку, – сказала она, заметив мою реакцию. – Мне назначили курс физиотерапии, а еще теперь я могу делать упражнения. Кроме того, снова каждый день могу расчесываться левой рукой – еще неделю назад я не могла этого сделать! Знаете, я просто не могу проверить, что всё это – результат одного сеанса!

Восстановление после переломов очень часто затруднено остаточными болевыми ощущениями вследствие повреждения мягких тканей и страха прикосновений, вызванного повышенной чувствительностью. Работа массажиста в данном случае – способствовать проведению физиотерапии и вернуть человеку возможность использовать поврежденную руку в процессе повседневной деятельности.

Массаж – отличный катализатор выздоровления, многократно повышающий потенциал сопутствующих лечебно-профилактических мероприятий.

(Дуглас Нельсон)
 

 

Категории статей: