«Выключаем» боль

«В первую очередь, хочу вас поблагодарить за то, что моя нога уже больше месяца не болит – буквально с последнего нашего сеанса. Эта проблема меня больше не беспокоит. Теперь меня тревожит моя спина,– сказал мой клиент буквально с порога, указывая на верхнюю часть трапециевидных мышц. – Такое чувство, что у меня она болит постоянно – словно где-то есть какой-то переключатель, который надо бы выключить, но у меня никак это не выходит. Ни мази, ни самомассаж, ни разминка не помогают».

Клиент лёг на спину на массажный стол, а я приступил к пальпации верхней части трапециевидных мышц. Делал я это очень медленно и осторожно, избегая чрезмерного давления.

Практически сразу клиент ощутил довольно сильную боль и я почувствовал, что мышца, которую я пальпировал, была довольно сильно напряжена. Через некоторое время болевые ощущения сошли на нет. Переместившись буквально на пару сантиметров дистальнее, я обнаружил ещё одну точку, прикосновение к которой вызывало у клиента сильные болевые ощущений. После того, как и в этой точке боль утихла, я опять сместился на несколько сантиметров, и тут у меня в голове словно зажглась лампочка.

«Я бы хотел тщательнее осмотреть эту область, если вы не против», – сказал я.

В итоге я обнаружил ещё множество точек, прикосновения к которым вызывали такие же сильные болевые ощущения, как и в случае с той точкой, на которую указывал сам клиент.

«Что-то мне это не нравится, – сказал я. – Слишком уж у вас много чувствительных точек на плечевом поясе. Исходя из моего опыта, могу сказать, что если все симптомы концентрируются в одной области, следует уделить внимание другой. Истинная причина боли порой любит поиграть в прятки. Я хочу кое-что проверить – не могли бы вы лечь на левый бок?»

Когда клиент лёг на бок, я встал за ним и обхватил правой рукой его плечо, а левую руку положил на лопатку. Я медленно опустил его плечо, поднял, привёл в положение протракции и ретракции. Суть этих манипуляций заключалась в том, чтобы определить, в каком направлении и плоскости движения осуществляются легко, а в каком затруднены. Его плечо опускалось без особых усилий, однако поднять его было весьма трудно. Более того, при подъёме плеча был слышен выраженный хруст в суставе.

– Вы чувствуете, что я делаю с вашим плечом? – спросил я. – Что вы ощущаете?

– Ничего не болит, если вы спрашиваете об этом, – ответил он.

– Боли и не должно быть – мне интересно ваше восприятие самого движения. Есть ли разница в ощущениях при движениях в разном направлении? Или же все они даются вам одинаково просто?

Я повторил все те же движения, но на этот раз клиент сконцентрировался на своих ощущениях.

– Кажется, когда вы поднимаете моё плечо, я машинально напрягаюсь, словно сопротивляясь вашему движению.

– Вот это уже интересно, – ответил я. – А если я увожу ваше плечо вниз, по направлению к стопам, в какой мышце вы ощущаете сильное напряжение?

– Я чувствую, что напрягается мышцы верхней части спины.

– А если я поднимаю ваше плечо?

– Мышцы, расположенные чуть ниже. Но, как ни странно, здесь я тоже чувствую напряжение, – сказал он, указывая на верхнюю часть трапециевидных мышц.

– У меня есть идея, – сказал я. – Давайте займёмся только теми мышцами, что расположены ниже тех, на неприятные ощущения в которых вы жаловались изначально. Посмотрим, что из этого выйдет.

На протяжении 10-15 минут я делал массаж широчайшей мышцы спины и нижней части трапециевидных мышц, отыскивая все триггерные точки и прорабатывая их. Затем я снова поднял и опустил его плечо. На этот раз движение было плавным и беспрепятственным.

– Сейчас всё совсем по-другому, – сказал он. – Движение даётся мне легко.

Клиент снова лёг на стол на спину, и я приступил к пальпации мышц плечевого пояса. Большинство триггерных точек исчезло, а чувствительность остальных значительно снизилась.

– Как так получилось? Вы же совершенно не уделяли внимание этой области!

– Некоторые мышцы работают как антагонисты, то есть выполняют противоположные анатомические функции. Когда одна мышца тянет вверх, другая мышца тянет её вниз. Такой принцип работы мышц позволяет нам координировать наши движения. Однако, если в какой-либо мышце возникает напряжение, не связанное с движением, её мышца-антагонист начинает также сокращаться. В вашем случае, мышцы, расположенные под верхней частью трапециевидных мышц, сокращались вследствие перенапряжения, вследствие чего их мышцам-антагонистам – верхней части трапециевидных мышц – приходилось также сокращаться.

– Вот почему мне казалось, что я не способен «выключить» эти неприятные ощущения?»

–Именно. Когда мы решили проблему с мышцами, расположенными ниже, от напряжения в верхней части трапециевидных мышц не осталось ни следа.

Дуглас Нельсон

 

Категории статей: