Ключевые понятия психологии массажа

Все мы знаем, что работа массажиста подразумевает ответственность и приверженность профессиональной этике – именно поэтому всем нам необходимо понимать основные аспекты психологии нашей деятельности. В наше время отсутствие знаний о массажной этике никого не освобождает от ответственности перед клиентами и коллегами. Понять эти концепты очень просто, если они изложены полноценно и грамотно.

Все мы знаем о наших профессиональных границах, но не каждый слышал о таких явлениях, как терапевтические взаимоотношения, различия в осведомлённости, перенос, контрперенос, проекция, подавление и отрицание. Эти понятия являются краеугольным камнем этичного процесса принятия решений и поведения массажиста. Кроме того, эти концепты вам обязательно пригодятся и в повседневной жизни!

Терапевтические отношения

Основные элементы терапевтических взаимоотношений включают в себя: ориентацию на клиента, доверительные отношения, тайм-менеджмент в процессе взаимодействия с клиентом, чёткое определение ролей клиент-массажист, различия в осведомлённости и безопасность.

Ориентация на клиента: в центре терапевтических отношений всегда стоит клиент. Это означает, что каждое действие массажиста должно быть направлено на удовлетворение потребностей клиента, а не его собственных. Нередко проблемы начинаются тогда, когда массажист начинает делать что-то по наитию, потому что ему кажется, что так надо, а не потому что этого требуют цели и задачи сеанса. Также это значит, что клиент должен одобрить план терапии и имеет право на внесение в него корректив – например, он может просить давить чуть слабее, или же проработать какую-нибудь конкретную точку, и так далее. В отношениях такого рода клиент имеет право ожидать от терапевта, что все его действия будут направлены на благо клиента. Только при соблюдении всех этих условий клиент будет чувствовать себя в безопасности и понимать, что его слышат. В таких отношениях клиент выступает в роли партнёра массажиста и участвует в процессе принятия решений.

Доверительные отношения: массажисты, как и любые врачи, должны уметь выстраивать доверительные отношения с клиентами. В таких отношениях клиенты вверяют терапевту себя и своё здоровье, полагаясь на его знания, умения и навыки. В таких условиях между клиентом и массажистом заключается негласный договор: клиент доверяет вам своё благополучие, а вы ставите его интересы выше своих собственных. Но, несмотря на важность взаимного доверия, ответственность за соблюдение и поддержание профессиональных границ лежит на нас даже в том случае, если клиент просит вас нарушить их. Если вы отклоняетесь от намеченного плана терапии, что иногда необходимо для индивидуального подхода к клиенту, доверие и ориентация на клиента всё равно должны оставаться вашими путеводными звёздами. За отношениями массажист-клиент и процессом принятия решений необходимо тщательно следить – иногда в них может вмешаться то, что противоречит этике массажа, например, личная симпатия. Следует отметить, что из-за различий в осведомлённости в сфере медицины и здоровья мы, массажисты, должны придерживаться более высоких стандартов поведения, чем, например, предприниматели, вступающие в деловые отношения с клиентами – там различия в осведомлённости и объёме знаний проявляются не так ярко.

Структурирование времени: следующий элемент терапевтических отношений – ограничение и структурирование времени, которое вы проводите с клиентом. Клиент приходит к вам на сеанс раз в неделю (или же через любой другой промежуток времени), и ему нужна определённая терапия. В течение сеанса должно происходить только то, что было заранее обговорено и запланировано. В таком взаимодействии каждый участник играет определённую роль – клиент пришёл, чтобы массажист ему помог, а массажист – чтобы помочь клиенту.

Различия в осведомлённости: различия в объёме знаний определяют любые терапевтические отношения. Они подразумевают, что массажист (разумеется, лицензированный специалист) a priori знает о массаже больше, чем его клиент (Мы сейчас говорим о стандартных случаях. Конечно, я сам хожу на массаж к другим массажистам, но всё равно придерживаюсь всех описанных в этой статье принципах).

Безопасность: последний ключевой элемент психологии массажа – безопасность. Клиент имеет право ожидать, что кабинет массажиста – это абсолютно безопасная с эмоциональной и физической точки зрения среда, в которой исключена малейшая возможность любого насилия, будь то эмоциональное, сексуальное, и так далее.

Бен Бенджамин

 

Категории статей: