Поменялись ролями

Когда терапевт становится клиентом

Я устал. Очень устал. Пахал, как говорится, как лошадь, вот и устал, как собака. С трудом выбив себе часовой перерыв между приёмом клиентов, я решил сам сходить на массаж.

Дженнифер пригласила меня в кабинет и спросила, чего я хочу получить от этого сеанса.

– Во-первых, я безумно устал. Я преподаю в университете, постоянно в разъездах и каждый день ко мне приходит не один десяток клиентов.

Она поинтересовалась:

– У вас есть какие-то конкретные жалобы? Что-то болит?

Я ответил:

– Да, меня уже несколько дней беспокоит моя шея

– Где конкретно? Шея болит или есть какие-то проблемы с подвижностью?

– Хмм, ну… э…

Вот это да, – подумал я. – Кажется, меня не понимают. Да, моя шея беспокоит меня уже несколько дней, но я ведь и правда не могу сказать, в чём конкретно заключается проблема. Х-м-м. А я раньше и не задумывался, почему клиенты зачастую не могут конкретно изложить суть их проблем.

Думая об этом и одновременно двигая шеей, я смог несколько прояснить ситуацию:

– Становится хуже, когда я поворачиваю голову направо. При повороте головы влево никакого ограничения подвижности я не замечаю, но вот при повороте вправо я отчётливо ощущаю, что подвижность нарушена.

Она спросила:

– Когда вы поворачиваете голову вправо, вы ощущаете дискомфорт с правой стороны шеи или с левой?

И вот опять мне пришлось остановиться, подумать, подвигать шеей ещё раз. Дженнифер терпеливо ждала ответа. Я подвигал шеей в разных направлениях и вдруг мысли мои унесли меня в один отель в Японии, в котором я побывал году так в 1992.

Тем вечером я только прилетел в Японию на курсы по изучению специфики японской системы здравоохранения. Перелёт утомил меня, и я очень обрадовался, узнав, что в отеле, в котором я остановился, есть массажист. Я сразу же направился к нему. Представьте мой уровень владения японским – ткнув пальцем в строчку в списке услуг на ресепшене, я не был уверен, что я заказал – массаж, ужин или уборку номера. К счастью, через 20 минут в мой номер пришёл массажист.

Учитывая скромные размеры моего номера, я вообще представить не мог, как он собирается со мной работать. Массажного стола не было, а места было крайне мало. Массажист начал что-то мне вежливо объяснять, но я не мог понять ни слова. Я подумал, что он просит меня раздеться, и начал снимать с себя костюм, галстук и рубашку. Увидев на лице массажиста смесь страха и дискомфорта, я понял, что я делаю что-то не так.

В конце концов мне пришлось стоять с вытянутыми вверх руками, ожидая, пока он подготовит меня и мою одежду к сеансу. В тот момент мне стало стыдно и я подумал, что точно так же себя могут чувствовать и мои клиенты, когда я слишком быстро и настойчиво подхожу к процессу сбора информации перед первым сеансом. Тогда я поклялся себе, что буду гораздо более терпеливым, и клятву эту я сдержал.

Вдруг я понял, что Дженнифер смотрит на меня, ожидая ответа по поводу моей шеи. Наконец, я ответил

– С левой! Болит слева, когда я поворачиваю голову влево.

Она уверенно ответила:

– Отлично. Тут возможны три варианта. Пожалуйста, ложитесь на стол на спину, и я скажу вам, в чём всё-таки проблема.

ПРИКОСНОВЕНИЕ – ЭТО ОБЩЕНИЕ

Её ясность и уверенность успокоили меня. У неё была конкретная цель и три вероятных пути достижения этой цели. Было понятно, что она знает, что делает и, что самое главное, зачем она это делает. Я в ту же минуту подумал, насколько же важны для клиента ясность и уверенность массажиста и как уверенность передаётся клиенту с помощью прикосновений и правильно подобранных слов.

Конечно, пальпируя тело клиента, мы буквально «читаем» его – но они в то же время делают то же самое. Прикосновение – это одна из первичных форм коммуникации, а коммуникация, как мы все знаем, является двухсторонним процессом. Пальпируя мышцы моей шеи, Дженнифер буквально посетила подробную экскурсию по моему телу. Такое чувство, будто она с фонарём прошлась по тёмным комнатам моего тела, осматривая их.

Я ощущал, как моя нервная система подстраивается под эти прикосновения – тревожащие ранее меня проблемы уходят на второй план, оставляя за собой лишь воспоминание. Сколько раз я слышал от клиентов подобные откровения под конец сеанса? Что еще более интересно, каким образом наша нервная система это воспринимает?

Это удивительно! Чем дольше и чаще мы занимаемся массажем, тем дальше мы уходим от роли клиента – а ведь личный опыт, безусловно, способствует развитию профессиональных навыков!

Каждый сеанс – не важно, в роли кого вы выступаете, массажиста или клиента – это отличная возможность узнать что-то новое. Порой лучший способ развить свои навыки – побывать на месте клиента.

Дуглас Нельсон

 

Категории статей: