Cпособ формирования двигательных функций младенца

Массаж.ру

Заявка на патент. Автор Кириллова С.В.

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДЕНЦА

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для формирования двигательных функций человека.
Ребенок рождается, имея определенный набор безусловных рефлексов, на основе которых в процессе дозревания центральной нервной системы строится его двигательная активность. В течение первого года жизни ребенок осваивает контроль положения головы, перевороты туловища лежа, вставание на четвереньки, ползание, сидение, вставание на ноги, ходьбу. Этот естественный путь двигательного развития, который здоровый ребенок может пройти самостоятельно.
Но в настоящее время достаточно большое количество детей рождается с неврологической или ортопедической патологией. У этих детей сроки формирования и вид двигательных рефлексов определяются состоянием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В результате постуральные и локомоторные функции формируются асимметрично, неправильно, не в срок, некоторые – вообще не формируются.
Поэтому детей, которые с рождения имеют неврологические или ортопедические проблемы, необходимо тренировать для формирования рефлекторной и в последующем произвольной двигательной активности. Очередность формирования двигательных функций определяется двигательным развитием здорового ребенка, а базой, для формирования движений, служит имеющаяся у конкретного больного ребенка рефлекторная активность.
В настоящее время для этой цели используют различные варианты лечебной гимнастики, в частности, пассивно-рефлекторные упражнения. Их недостаток в том, что они не формируют целенаправленно двигательные функции, свойственные, младенческому возрасту, а лишь косвенно подводят к ним

Наиболее близким к предлагаемому является способ K. и B. Bobath, предложенные еще в середине прошлого века [Bobath K. The neuropathology of cerebral palsy and its importance in treatment and diagnosis. Cerebral palsy bull., 1, 1959, 8, 13-33 и Bobath B. Treatment principles and planning in cerebral palsy. Physiotherapy, 4, 1963, 1-4]. Использование этого метода предусматривает подавление патологических моторных реакций посредством определенных положений и поз, создание условий для облегчения формирования физиологических рефлексов.

Недостатки способа:

1. Способ Bobath не позволяет формировать осознанное выполнение таких элементарных двигательных функций присущих младенческому возрасту, как контроль головы, переворачивание, подъем на колени, ползание, самостоятельное сидение, стояние и ходьба, не позволяет нарабатывать координацию в более трудных исходных положениях, что в свою очередь могло бы улучшать функцию пирамидного пути, так как овладение младенцем большим объемом движений, улучшает управление двигательной системой. Способ Bobth не позволяет полностью восстановить двигательные функции младенца. Поэтому его часто применяют в сочетании с оперативным лечением, с использованием ортопедических аппаратов.
2. Способ использует только рефлексы, имеющие прямое отношение к постуральной и локомоторной активности, в то время как у ребенка имеется большая группа оральных рефлексов, связанных пищевым поведением.
3. Способ не включает целенаправленной тренировки вестибулярного аппарата и формирования вестибулотонических реакций.
4. Полное исключение патологических моторных реакций из построения двигательных функций младенца обедняет возможности двигательной реабилитации.
Все это ограничивает возможности применения способа
Еще более близко эта методика приближается к идее доктора Потехина Л.Д о воссоздании ЭДФ (элементарных двигательных функций) у спинальных больных, когда на основе неосознанных, но активных движений, (типа рефлексов, синергий) путем тренировок и осознанного контроля за этими движениями, создаются целесообразные двигательные функции.

Задача изобретения - формирование двигательных функций младенца с использованием всех имеющихся у него нейромоторных и нейросенсорных возможностей.
Поставленная задача достигается следующей последовательностью действий.
Прежде всего, определяют порядок формирования у больного ребенка движений, соответствующих развитию здорового ребенка в младенческом возрасте: контроль положения головы, перевороты, вставание на четвереньки, ползание, усаживание из положения ползания, вставание на ноги из положения на четвереньках , вставание на ноги из положения сидя на стульчике или опоре, стояние, ходьба. (таблица из Приложения)
После этого в имеющейся рефлекторной двигательной активности, включающей физиологические и патологические рефлексы, выделяют элементы формируемой двигательной функции и путем целенаправленных тренировок акцентируют эти элементы. Затем, постепенно убирая все нежелательные движения, учат ребенка выполнять только нужное движение.

1 этап.

Контроль положения головы подразумевает не только удержание головы в вертикальном положении, но и, произвольное движение головой в нужном направлении. Для формирования контроля положения головы используют приемы:
1. Поочередное размещение по сторонам от головы игрушек, привлекающих внимание.
2. Стимуляция ладонно-ротового рефлекса - раздражая ладошку, добиваться движения головы к ладони.
3. Стимуляция рефлекса Галанта – делая штриховое раздражение кожи спины, добиваться разгибания туловища и шеи. Первоначально выполняется в облегченных условиях: в положении ребенка лежа на боку, затем, в положении лежа на животе.
4. Перекатывание ребенка с боку на бок таким образом, чтобы голова оказывалась в неустойчивом положении, и ребенок, пытаясь освободиться, напрягал мышцы шеи.
5. Потягивание за ручку, добиваясь напряжения мышц руки и шеи. В начале курса лечения упражнение выполняют в облегченных условиях, поместив верхнюю часть туловища ребенка на подушку, потом - в положении лежа на боку, затем, усложняя упражнение, в положении лежа на спине.
6. Используя положение ребенка на руках у взрослого. В начале курса лечения ребенка держат вертикально спинкой к груди взрослого, страхуя его голову от запрокидывания путем опоры головки о грудь взрослого и надежно прижав его к себе одной рукой под мышками, а другой под попу, сгибая при этом его ножки. Взрослый делает различные движения: наклоны малой амплитуды, повороты, как бы балансируя ребенком, так чтобы могли включаться вестибулярные рефлексы ребенка, изменялся тонус мышц шеи и сохранялось вертикальное положение головы. Затем используют более сложный вариант упражнения - удержание ребенка в полувертикальном положении, т.е. слегка наклонив его в сторону. Самый сложный вариант упражнения, стимулирующий тоническую активность всей аксиальной мускулатуры - удержание ребенка в положении лежа на боку под мышкой у взрослого. Таким образом можно носить ребенка не только во время занятий, но и между делом
7. Рефлекторное ползание. Выполняется следующим образом: ребенка, лежащего на столе на животе, на левой руке взрослого, головой в левую сторону взрослого, надежно фиксируют этой рукой, а правую свою ладонь подставляют под правую стопу ребенка, чтобы при необходимости, можно было в определенный момент создать опору для этой стопы, при этом левой опорной рукой переваливают слегка ребенка на левый бочок, создавая тем самым возможность ребенку самостоятельно сгибать правую ножку, это очень важно!, чтобы он сам сгибал ногу в сторону, улавливаем момент и создаем правой ладонью упор для стопы, а дальше младенец уже рефлекторно сам отталкивается, мы же слегка протягиваем его левой рукой вперед. Создавая иллюзию проползания. При этом получилось, что ребенок сам и согнул ножку, сам и оттолкнулся, а так как мы его и переваливали на бочок он вынужден был напрягать и аксиальную мускулатуру. Включаются вестибулярные и асимметричные шейно-тонические рефлексы, рефлекс ползания (Бауэра) . Все повторяют с другой ногой. При достаточной сноровке ,можно не перекладывать ребенка на другую руку взрослого, а так и «проползти» до конца стола (лучше кушетки, так длиннее путь), а затем переложить на другую руку и все повторить до другого конца стола.
8. В исходном положении ребенка лежа на боку, обхватить ладонями, областью тенаров и гипотенаров, с обеих сторок плечевой и плечелопаточный суставы, выполняют пассивные движения в этих суставах, как бы перемалывая между ладонями сустав (обязательно подчиняясь ритму ткани), чтобы расслабить ткани надплечья, мобилизовать сочленения плечевого пояса. Обычно ребенок при этом старается изменить положение головы, напрягая мышцы шеи. Этим же приемом освобождается заблокированный плечевой сустав. Перевернув на другой бочок, повторить все с другим суставом.
9. Завершает процедуру общий массаж. Тело ребенка это огромная рефлексогенная зона, поэтому импульсация, возникающая в процессе массажа и идущая в головной мозг, служит мощным стимулом для созревания головного мозга.
10. При наличии мышечного гипертонуса, между перечисленными приемами включают расслабляющие приемы, такие как прокатывание на мяче, разминание, стимуляцию антагонистов, потряхивание. Обязательно подавляют запрокидывание головы., т.е. избегать таких движений, которые вызывают это запрокидывание. Если ребенок упорно запрокидывает голову, то можно создать ему более комфортные условия, например , голова на подушке или взять его к себе на руки и делать массаж в полусидячем положении у себя на руках, а в рефлекторном ползании добиваться более акцентированного сгибания туловища, за счет более сильного переваливания на бочок и пассивного сгибания взрослым его ножки, тогда головка ребенка будет стремиться больше к сгибанию, чем к разгибанию
Последовательность от 1 к 9 пункту наиболее оправдана, поскольку в ней четко прослеживаются вводная, основная, заключительная части занятия. Нагрузка постепенно возрастает и постепенно снижается. Однако при проведении занятия с конкретным ребенком необходимо учитывать имеющиеся двигательные стереотипы, эмоциональное состояние, реакцию на занятие. В любом случае ребенок не должен плакать, потому что плачущий ребенок не может быть активным участником процесса и самостоятельно выполнять движения.

2 этап.

Стимуляция переворота. Для того чтобы певернуться, ребенку нужно иметь достаточную силу мышц туловища, верхних и нижних конечностей, координацию движений, сформированные вестибулярные рефлексы. Предыдущий этап служил подготовкой к этому. На втором этапе пользуются следующими приемами:
1. Перекатывние ребенка с боку на бок, вызывая напряжение различных ансамблей мышц туловища и шеи. При выполнении перекатов постоянно страхуют голову, не давая ей запрокидываться или болтаться. Акцент делают на сгибании головы вперед, поскольку разгибание формируется легче.
2. Выкладывание ребенка на живот способствует тренировке опоры на руки.
3. Кружение с ребенком на руках поочередно вправо и влево активирует его вестибулярные рефлексы, сопровождается перераспределением мышечного тонуса, характерным для поворота в соответствующую сторону.
4. Парение в положении на груди и на спине активирует вестибулярные рефлексы ребенка, сопровождается повышением тонуса аксиальной мускулатуры.
5. Формирование опоры на локоть. Потягивая ребенка за кисть и поворачивая (при этом ребенок за счет хватательного рефлекса будет напрягать всю руку), переводят в положение опоры на противоположный локоть. В этом положении включается реакция опоры и ребенок самостоятельно опирается на локоть. Дают ему почувствовать опору, фиксируя за таз или туловище в этом положении в течение нескольких секунд, после чего возвращают в положение лежа на спине. Повторяют в другую сторону с другой рукой. При выполнении приема исключают запрокидывание головы, переразгибание позвоночника. Если это происходит, дают неполную опору или более тщательно потягивают за руку, точно улавливая момент, когда вслед за напряжением руки возникнет напряжение мышц шеи. Если ребенок хорошо выполняет опору на локоть, усложняют упражнение, препятствуя в течение 6-10 секунд стремлению ребенка вернуться в исходное положение или завершить поворот, чтобы ребенок пытался освободиться, сопротивлялся навязанному ему положению.
6. Перевод в положение упора на локте за ножку. За ножку переворачиваем ребенка в положение опоры на противоположный локоть. Фиксируем его в этом положении за таз или туловище в течение нескольких секунд, после чего возвращаем в положение лежа на спине. Повторяют в другую сторону с другой рукой. При выполнении приема исключают запрокидывание головы и переразгибание позвоночника. Если ребенок хорошо выполняет опору на локоть, усложняют упражнение, препятствуя в течение 6-10 секунд стремлению ребенка вернуться в исходное положение или завершить поворот, чтобы ребенок пытался освободиться, сопротивлялся навязанному ему положению, как бы балансируя ребенком в положении упора на локте. Переводя ребенка в неустойчивое положение на боку, и препятствуя завершению поворота, создаем условия, чтобы ребенок сам напрягал мышцы, сохраняя рисунок движения правильным, т.е. не разгибаясь, а наоборот, сгибаясь, опирался на локоть.
7. Ношение ребенка, который контролирует положение головы боком под мышкой у взрослого.
8. Формирование опоры на кисти. Включается в занятие в этот период,т.е. в 2-3 месяца,т.к. еще хорошо сохраняется реакция отталкивания от опоры(то есть, если вес давит на руку, касающуюся опоры, то включаются мышцы разгибатели кисти, предплечья, плеча, спины, шеи. Делается это следующим образом: держа ребенка на весу одной рукой под грудь, другой - между ног под живот создают парение и, переворачивая в положение полубока (на весу), получают отведение руки в сторону и раскрытие ладони, в этот момент опускают ладонь на опору и балансируют ребенком так чтобы он опирался и чувствовал опору.
9. Если опора на руки достаточная, обучают переступанию на руках. Держа ребенка как в предыдущем упражнении из положения опоры на обеих ладонях ребенка слегка переваливают то на одну руку то на другую, с такой скоростью и помощью, чтобы ребенок частично это делал сам. Если нет опоры, то берут ладонь и надавливают ею на острый край стола, как бы в вертикальном положении, чтобы в ответ напрягалась вся рука.
10. Если опору на руки перечисленными приемами сформировать не удалось то выполняют выкладывание на живот с валиком под грудь и в этом положении делают массаж спины, стимулируя межлопаточную область и точечно разгибатели рук.
11. Переворот с живота на спину и обратно. В положения лежа на животе, левую ручку ребенка укладывают под грудку, а правую ножку выводят как для рефлекторного ползания, и, подталкивая ножку, подводят ребенка к повороту на бок. В точке потери равновесия на боку придерживают в течение 5-10 секунд, чтобы ребенок напрягал мышцы туловища, стараясь высвободиться из этого неустойчивого положения. Затем, продолжая сгибание правой ножки переводят за колено в положение лежа на спине. Затем, потягивая за ручку, (обязательно улавливая момент, когда ребенок сам начнет напрягаться), переводят его в положение на боку до точки потери равновесия и снова удерживают в этом неудобном положении в течение 5-10 секунд, после чего позволяют перевернуться на живот.

3 этап.

Ползание. Его начинают тренировать раньше, чем ребенок хорошо научится переворачиваться. Для этого в занятие включают специальные подводящие упражнения:
1.Рефлекторное ползание. Техника выполнения этого упражнения была описана раньше. Выполняя это упражнение, ребенок формирует диагональные, лабиринтные и асимметричные шейные рефлексы, поочередно самостоятельно сгибая ножку, поочередно включает различные группы мышц, имитируя диагональные движения при ходьбе, ползании, беге, других локомоциях. Это останется в мышечной памяти ребенка навсегда и облегчит формирование локомоторных стереотипов. У детей с ДЦП при выполнении приема можно и нужно дополнительно создавать ощущение опоры на колено, за счет переваливания его набок в опору на колено
2. Массаж по обычной методике в соответствии с возрастом: живот, грудь, спина, конечности.
Если ребенок не контактен, приемы массажа чередуют с упражнениями. Например: 1 – массаж спинки, шеи, ягодиц в и.п. на боку. 2- массаж спинки в и.п. на животе, 3- тренировка переворота с живота на спину как описывалось выше, 4- массаж живота, 5- ползание на животе рефлекторное как описывалось выше, 6- тренировка переворота с живота на спину в другую сторону, 7- массаж конечностей в и.п. на спине, 8- точечно стимулировать пупочное кольцо, 9-тренировка переворота со спины на живот, 10- с живота на спину. 11- со спины на живот в другую сторону. Это классическая тренировка младенца 2-4 месяц.

4 этап.

Втавние на четвереньки.
Положение взрослого и ребенка как при тренировке рефлекторного ползания Начинают упражнение также,т.е. переваливают на левый бочок. Дают согнуться правой ножке, а затем «подпирают» колено своей правой рукой и переваливают ребенка в упор на это колено, при этом своей левой рукой помогают ребенку приподняться на четвереньки. Получается, что мы естественным путем, как бы из ползания помогаем перейти ребенку на четвереньки, уменьшая со временем эту помощь. В норме эта тренировка начинается в три четыре месяца, т.е несколько раньше, чем если бы ребенок начал делать это сам. Если предполагается у ребенка дисплазия, то упражнение все равно делают. Но несколько уменьшают вертикальную опору на колено, т.е. помощь взрослого в этом случае будет больше.

5 этап.

Обучение ползанию
1. Сначала обучаем ходьбе на коленях. Надежно взяв одной рукой ребенка под грудь и прижав его к себе боком, ставят его на колени, и, не позволяя сначала становиться всем весом, слегка переваливают в положение опоры на одно колено, при этом ребенок должен сам выставить другую ногу вперед, как бы шагнуть. В этот момент ребенка переваливают на выставленное вперед колено, стимулируя выдвижение другой ноги вперед, и все повторяют. От занятия к занятию уменьшают поддержку, увеличивая пору. «Идут» таким образом сначала в одну сторону кушетки, затем , переложив ребенка на другую руку передвигаются к другому краю кушетки
2.. Когда ребенок научится всем предыдущим упражнениям, начинают обучать ползанию. Делают вставание на четвереньки. Слегка побуждая его к этому, страхуя одной рукой под грудь, выводят его колено в сторону и создают упор под колено, одновременно другой рукой под грудью побуждая его подняться на колено. В этом положении пытаемся мягко вывести его из равновесия, чтобы он, пытаясь сохранить равновесие, делал какое то движение или рукой или ногой. Или, страхуя его под туловище своей левой рукой как бы снова делаем рефлекторное ползание, с той разницей, что позволяем ему полностью опираться и на колени и на ладони. Раз от разу уменьшают страховку, постепенно увеличивая самостоятельный вклад ребенка в выполнение упражнения.

6 этап.

Обучение присаживанию из положения на четвереньках (т.е. из ползания) Название этапа говорит само за себя. Надавливая на таз сбоку вынуждаем ребенка опустить попу на опору, при этом ребенок вначале как бы присаживается на бочок с опорой на руку. По мере повторения этого упражнения он научится сидеть без опоры на руку.

7 этап.

Обучение вставанию с колен.
Страхуя ребенка как обычно, т.е. обхватив его под грудку и крепко прижав к себе, поставить его на колени, затем вывести его ногу вперед и фиксируя эту ногу, побудить ребенка опираться на эту ногу и встать. Все повторить с другой ногой. Развивая это упражнение дальше, обучаем вставанию с низкого сидения. Например, ребенок сидит на столе, касаясь ногами ног взрослого. Взрослый подталкивает его за таз на себя, опять же побуждая ребенка опереться на ноги. А взрослый помогает ребенку встать на ноги. Усложняя это упражнение, побуждаем ребенка только потягиванием за ручки. Затем только за пальчики.
Когда ребенок обучен вставанию с колен, с невысокого сидения, то проблем с ходьбой уже не будет. И далее можно в качестве физических тренировок включать сухой бассейн, безопасные батуты, большие пружинные мячи, лазание по шведской стенке, висение на шведской стенке, спускание по шведской стенке на одних руках.
Данная методика формирования двигательных функций младенца является одновременно и диагностической процедурой, так как в процессе тренировок четко выясняются возможности ребенка к обучению двигательным актам, по которым можно судить о скорости развития головного мозга.

Приложение

Справочная таблица
эмоционального и психомоторного развития
доношенных детей 1-го года жизни

Показатели развития
возраст
Удерживает голову в положении лежа на животе
1 мес.
Фиксирует взгляд
Первая улыбка
Отвечает на улыбку взрослого
2
Контролирует голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери
2-3
Гулит
3
Поворачивает голову на звук
Комплекс оживления
Громко смеется
2-4
Поворачивается из положения лежа на спине на бок
Захватывает подвешенную игрушку
Находит невидимый источник звука
Отличает чужих от близких
2-5
Поворачивается на живот и с живота на спину
3-4
Начинает ползать на животе
4-5
Играет с предметами, перекладывая их из руки в руку
Берет игрушку, предложенную взрослым
Встает на четвереньки и начинает ползти
5-7
Свободно берет игрушку из разных исходных положений
6
Начинает лепетать
Произносит отдельные слоги
Ест с ложки, снимая пищу губами
Хорошо ползает
6-7
На вопрос ГДЕ? - быстро находит предмет
7
Долго занимается игрушками
8
Садится самостоятельно из ползания на коленях
7-8
Встает, придерживаясь за неподвижную опору
7-8-9
Сам держит и ест корочку хлеба
Действует с игрушками по-разному (размахивает, перекладывает)
8-9
Сам садится и ложится, встает, держась за барьер
Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги
8-10
Появляются навыки опрятности
9
Произносит слоги, повторяемые взрослыми
9-10

Переступает, держась за опору
Стоит с поддержкой за руку

8-11
Стоит самостоятельно
Ходит, придерживаясь за опору или руку взрослого
9-11
Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее
10-12
Пользуется простейшими словами (дай, не и др.)
11-12

 

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ:

1. Селянин Витя 1994 г рожд. На лечение поступил в возрасте 6 мес 3 недели с ДЗ :
перинатальное поражение ЦНС ,
синдром повышенной нейро-рефлекторной возбудимости,
спастический тетрапарез .
Проведено 5 курсов по 10 процедур . Закончили лечение в возрасте трех лет, по двигательной системе без признаков патологии.

2. Горячко Саша 1990 г рожд. На лечение поступил в возрасте 6 мес. Не переворачивался, не полз, признаки мышечной дистонии, левосторонняя нейрогенная кривошея. Проведено 3 курса . Лечение закончено в возрасте 1 год и 6 мес. Хорошо ходил. Снят с учета невропатолога.

3. Ткаченко Валя 1994 г рожд. На лечение поступил в возрасте 6 мес. Врожденная катаракта обеих глаз, полная слепота, тимомегалия, водянка обеих яичек, врожденный порок сердца, дисплазия правого тазобедренного сустава, ПП ЦНС, угрожаемый по ДЦП. В 6 мес не держал голову, не переворачивался, не полз, признаки спастического тетрапареза. Лечение закончили в 4 года. Вез каких-либо признаков двигательной патологии. Ходить ребенок начал в 1 год и 1 мес. В настоящее время обучается в школе для слепых г. Саратова , имеет прекрасные математические способности, имеет абсолютный музыкальный слух, обучается игре не баяне, поет в церковном хоре. Принимает участие в гастрольных поездках церковного хора. Участвовал в конкурсе писем президенту России и получил именную премию за мужество и упорство в преодолении слепоты. Обучается французскому языку и освоил компьютер для слепых.

4.Евсеенко Арина 1992 г.р. Поступила на лечение в два месяца с ДЗ:Перинатпльное повреждение ЦНС и с прогнозом из родильного дома, что «если будет сидеть, то уже хорошо». При поступлении имела грубейшую деформацию шейно-грудного отдела позвоночника в виде «ступеньки», резко выраженную гипотонию, крупно размашистый тремор рук, ног, губ, переходящий в опистотонус. До года проведено три курса по 10 процедур. Ползать начала в шесть месяцев, к году начала ходить. В настоящее время хорошо обучается в школе. В течении семи лет занимается бальными танцами, неоднократно занимала призовые места.

5.Журавлев Дима, 1990 г.р.,Поступил на лечение в восемь месяцев, с ДЗ:Смешанный тетрапарез, левосторонняя нейрогенная кривошея. До полутора лет было провдено четыре курса по 10 процедур.После первого курса начал ползать. Ходить начал достаточно хорошо в 1 год 1мес, после третьего курса.

6.Кошелев Алеша, 1990 г.р.,Поступил на лечение в 11 месяцев с ДЗ: Гипербилирубиновая энцефалопатии, поражение экстапирамидной Н.С. задержка темпов психомоторного развития, спастический тетрапарез. Позже ребенку был выставлен ДЗ: ДЦП, гиперкинетическая форма. К моменту начала занятий ребенок мог находиться только в положении на спине в переразгибании, с откинутой головкой, были ярко выражены тонические рефлексы, т.е. ребенок даже не мог поднести кисть ко рту, так как при сгибании руки, голова поворачивалась в противоположную сторону, во всех суставах анблюдалось выраженное переразгибание, преобладал тонус в мышцах-разгибателях. Поскольку лечение было начато поздно, да к тому же наслаивались гиперкинезы, то тренировка по созданию двигательных функций велась несколько иным путем, чем описано в данной методике, хотя сама идея по созданию целесообразных двигательных функций (сидение, стояние, ходьба) на основе безусловных двигательных актов, т.е. рефлексов лежала в основе тренировок.. В два года ребенок мог уже сам садиться из положения на четвереньках, мог стоять у опоры, если фиксировался захват его кисти взрослым, в 2 года 10 месяцев мог передвигаться с поддержкой за олдну руку. За это время было проведено 7 курсов по 10 процедур. Одновременно проводилось мощное медикаментозное лечение по показаниям. Из литературы известно, что дети с такой патологией начинают ходить в 7-10 лет (Бадалян).

7.Воробьев Гриша, 1990 г.р. На лечение поступил в1год 1мес, без направления. Не полз, не сидел, и, естесственно, не стоял и не ходил. В середине второго курса начал ползать и сидеть. Во время третьего курса, в полтора года, начал вставать на ноги, после четвертого курса, в 1год 8 месяцев начал ходить.

В общей сложности по данной методике мною было пролечено видимо около пятисот детей. Документально зафиксировано 165. Как правило, лечение я заканчиваю, когда дети начинают ходить.

Кириллова С.В. kirillovasv@mail.ru

 

Категории статей:

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: