Боль в животе

Массаж.ру

Боль в животе - всегда очень серьезное предостережение. Проблема может гнездиться там, где болит, а может - совсем в другом месте. Но во всех случаях точка ГУНЬ-СУНЬ (4-VI, она расположена перед задней головкой первой плюсневой кости) дает вам счастливую возможность снизить остроту боли. Результат может ощутиться сразу, может - через 10-15 минут. В любом случае загляните в примечание. Оно поможет вам разобраться в сложном случае и закрепить успех в простом,
При работе с гунь-сунь желательно выполнять правило перекрестного воздействия: болит правая сторона живота -работаете с гунь-сунь на левой ноге; болит левая сторона - работаете на правой ноге. Затем производите "полировку" точкой на той стороне, где болит.
При боли по средней линии начинайте работу с той точки, которая отзывается острее. Если уже умеете - работайте на обеих точках сразу.
Не бойтесь; подходите к делу творчески.

1
Вот сложный случай. Он может оказаться предельно простым. Он может оказаться совершенно не опасным. Он может оказаться смертоносным, хотя его визитка (боль) покажется вам ничем не примечательной. Именно поэтому - даже если вы справились с ситуацией (боль прошла совсем или стала настолько сносной, что вы почти успокоились) - вы должны выяснить, что ж это такое было. Постарайтесь попасть к хорошему врачу. Это исключительно важно. Потому что
1) возможно, от этого зависит ваша жизнь;
2) проблемы в животе имеют привычку возврашаться, причем в более болезненной и более опасной для жизни форме. Чтобы предотвратить это, вы должны точно выяснить, что именно и почему у вас болело.
Увы, если болезнь не очевидна, назвать причину боли в животе очень и очень трудно. Здесь вероятней промах, чем точное попадание. Я знаю всего несколько специалистов, которые при болях в животе ставят диагноз практически безошибочно. Но я убежден, что любой человек - если очень захочет (не сразу; но здесь одинаково важны и цель и движение к ней) - может найти эту истину. Причину боли. Адрес болезни. В этом поиске можете рассчитывать и на меня. Я подскажу, как идти правильно.

2
Не только в быту, но и среди врачей боли в животе принято классифицировать попросту:
1) боли, причина которых очевидна,
2) и боли, чье происхождение допускает две, три, а порой и множество версий.
Не спорю: такой ход удобен. Его смысл (а значит, и оправдание) - экономия. Экономия времени и сил. Но ведет ли этот ход к истине?
Безусловно, нет.
Его главный порок - тенденция к подтасовке. Не выяснение истины*,

* С удовольствием процитирую классика:
"Истина живет в нашей душе. Место ее - на кончике иглы. Это место трудно разглядеть; еще труднее - на него встать; и вовсе невозможно -при этом не пораниться".**
Я люблю этот текст и для случая, который мы рассматриваем, трактую его следующим образом.
Первый посыл: точный диагноз невозможно поставить, пока врач не слился с больным, пока не стал с ним единым целым.
Второй посыл: только после этого - отождествив себя с больным, - рассматривая больного в собственной душе, как в зеркале, - врач может назвать, где возник застойный или разрушительный процесс.
Отсюда следует, что
1) поскольку вначале между больным и врачом пропасть, то попытки сблизиться рутинным способом: на ощупь, шаг за шагом, от факта к факту, - заведомо обречены на неудачу;
2) фундамент диагноза - не совокупность фактов, а один-единственный (кончик иглы), который и называет болезнь;
3) интуиция - вот единственный инструмент, с помощью которого врач может почувствовать истину;
4) это интуиция смыкает пропасть, сливая две души (врача и больного) в одну;
5) и лишь затем разум с помощью знания и логики материализует добычу интуиции - объясняет что, как и почему. - (Риго)

** Эта цитата не атрибутирована ни в одном известном мне издании. Мне это тоже не удалось. Ничего не дали и консультации с философами и психологами. Ладно, решил я, спрошу у самого Риго. И тут началась какая-то прямо-таки гоголевская чертовщина. Представьте: за время подготовки этой публикации я трижды встречался с профессором, закрывая вопросы, а этот всякий раз почему-то забывал. Что делает в таком случае современной человек? Он звонит по телефону. И я едва не поступил именно так, но в последний момент передумал. Вот мои резоны:
1) ведь почему-то же даже в самых серьезных изданиях эта цитата не атрибутирована;
2) я человек дисциплинированный, качество моих действий (уточню: высокое качество моих действий) - для меня непреложный закон; и если я трижды (!) забывал сделать нечто для меня важное - это неспроста; видимо, здесь не обошлось без дьявола, а если дьявол не хочет - я не собираюсь с ним спорить;
3) наконец, в любой мысли единственно важное -это она сама, а кто ее материализовал - дело десятое; пусть авторством тешатся те, у кого ничего другого и нет за душой. Не хочу подозревать Риго в забывчивости; видимо, он не назвал автора неспроста. Ну что ж, пусть будет так, как захотел автор. - (В. Шин)

а механический перебор известных вариантов.
Ведь каждый врач что-то знает (то, чему его научили), и когда он разбирается в конкретной ситуации, у одного врача оказывается единственный готовый ответ на нее, у другого - пять ответов, у третьего - десять или пятнадцать. Что такое готовый ответ? Это шаблон. Сколько готовых ответов, столько шаблонов. Шаблон никогда не подходит точно. Какой-то не подходит совсем - "холодно"; второй совпадает по некоторым параметрам - "тепло"; у третьего совпадение почти полное - "горячо". Какой горячее - тот и наш. Не правда ли, каждому из нас знакомая и достаточно разумная система?
Но! - при таком подборе мы выясняем не истину (истинное происхождение боли, истинный адрес болезни), а совсем другое: что из нашего знания подходит к данной ситуации. Парадокс: врач ищет ответ не в больном, а в себе, в своих знаниях. Вспомните старый анекдот про человека, который ишет потерянный кошелек под фонарем. "Вы его потеряли именно здесь?" - спрашивает прохожий. "Нет, - отвечает человек, - но здесь светло..."

3
Возвратимся к названной выше классификации.
Теперь вы понимаете ее истинный смысл. Когда врач говорит, что причина боли очевидна, это, означает, что один из его шаблонов совпал с ситуацией достаточно убедительно. Если же он затрудняется в постановке диагноза ("это может быть и кишечный спазм, и печеночная колика, и опухоль головки поджелудочной железы") или же вообще разводит руками ("а черт его знает, откуда идет эта боль") - это означает, что сочетание ситуации и имеющихся у него шаблонов не выдерживает даже его собственной снисходительной критики.
Но еще раз повторяю, что и совпадение шаблона - вовсе не гарантия истинности диагноза. Поэтому вашим критерием истины должен быть не авторитет врача, не его звания и тем более не апломб, а только самочувствие больного после общения с врачом. Если врачу удалось снять боль или понизить ее до вполне терпимой (но не болеутоляющими и тем более не наркотиками, а точно, адресно подобранными средствами)- этому врачу ставьте уверенный, крепкий плюс.*

* Надеюсь, вы понимаете, что эта оценка должна остаться при вас, что свое отношение к искусству врача вы не проявите ничем, кроме благодарности. Потому что если вы - желая показать свою осведомленность - начнете рассуждать о предмете, вам в общем-то практически незнакомом, - вы выставите себя в жалком виде.
Не стоит усложнять ваши отношения с доктором; не стоит унижать его вашим дилетантским комментарием. Ведь только от равного или более высокого, чем он во врачебном искусстве, доктор воспримет похвалу с уважением. Вы должны довериться чувству, а не мыслям. И тогда ваша благодарность будет воспринята доктором именно так, как бы вам хотелось: и весомой, и зрячей. Не беспокойтесь: он непременно почувствует, что вы понимаете его и знаете высокую цену его искусству. - (В.Шин)

Если больному с каждым днем становится лучше
(не обязательно намного лучше, пусть продвижение будет едва заметным, пусть оно проявится в разных аспектах: то здесь лучше, то там - важно, чтобы процесс постоянно развивался от - к + )*,

* У Риго эта проблема в разных местах рассматривается под разными углами. Отмечу лишь одно - но важнейшее - обстоятельство. Риго постоянно подчеркивает, что болезнь развивается или убывает не линейно, а синусоидально. Это вроде бы противоречит нашему тексту, где сказано: "важно, чтобы процесс постоянно (выделено мною, - В.Ш.) развивался от - к +". На самом же деле противоречия нет. Просто тенденция то усиливается, то убывает в зависимости от динамики воздействий o негативного и позитивного. Складываясь, эти воздействия образуют не хаотический график, а вполне отчетливую синусоиду, что не только согласует процесс с законами природы, но и позволяет нам 1) предсказывать ход болезни и 2) воздействовать на нее не слепо-равномерно, а в соответствии с высотой и знаком волны. - (В.Шин)

- это аттестует врача надежней, чем любые должности и звания. У него есть главное: он знает свое дело. Ему можно верить. Иначе говоря: не подвергать сомнению его действия.
Вы вправе сказать: здесь что-то не складывается, профессор: шаблон плохого доктора может удачно лечь на ситуацию - и вот он уже хороший? и заслуживает нашей искренней признательности?
Ну что ж, во-первых, кто бы ни принес облегчение и уж тем более - кто бы нас ни спас (пусть это будет даже коновал, даже - безграмотная соседка) - они заслуживают самой искренней и пылкой благодарности, не замутненной ядом скепсиса.
Во-вторых, хотя плохой доктор по счастливой случайности может принести реальное облегчение, он никогда, даже случайно, не обнаружит истинной причины боли и уж тем более не избавит от болезни. Даже если ему назвать ее - не сможет. Он на другом уровне. И даже если бы сумел допрыгнуть, зацепиться - лечить все равно не сможет. Потому что успешно врачевать дано лишь тому, кто находится на одном уровне с болезнью, кто работает с ней - врачует - свободно.
Наконец, в-третьих, - и это самое главное, - как бы ни были обширны знания врача, сколь бы ни был великолепен подбор шаблонов, которыми он свободно оперирует, - он ставит точный диагноз и успешно врачует лишь в том случае, если его ведет чувство, если в своих действиях он руководствуется отнюдь не шаблонами, а ничтожными нюансами, на которые десятки, сотни его коллег даже не обратят внимания. Нюансами, каждый из которых суть фирменный знак именно этой болезни, именно этого состояния души и тела, именно этого процесса. Вот где знание (этих нюансов) дополняет и укрепляет чувство.*

* В комментарии Сюй-Линтая к 74-й трудности канонического трактата Наньцзин есть несколько фраз хотя и по другому поводу, но близких этим мыслям по смыслу: "Искусство иглоукалывания является сокровенным и находится в крошечной былинке. Когда следуют по Пути постижения искусства иглоукалывания, должны проникать в сущность крохотного и сокровенного, подобного находящемуся в осенней былинке или капельке росы". (Перевод Д.Дубровина). - (В.Шин)

4
Надеюсь, теперь вы поняли, что столь длинное предисловие к нашей теме понадобилось мне для того, чтобы вы убедились: если при болях в животе кто-то начнет при вас рассуждать: мол, здесь все очевидно и просто - не верьте. И как только позволят обстоятельства (улучшится здоровье, поднимется уровень энергии) - начинайте искать истину. И пусть вас не смущает, что вас уже "вылечили", что у вас ничего не болит. Болезнь никуда не делась. Она здесь, в теле. Она затаилась - и ждет своего часа. Мало того - она помаленьку развивается, набирается сил (ведь ни один процесс - а болезнь это процесс - не стоит на месте; и если он не затихает - а болезнь никогда не затихает сама - он развивается). Вы должны успеть. Вы должны предупредить ее новую вспышку. Пусть вас не смущает, что вы пока мало смыслите в медицине. Все придет, если вы не будете ждать, если вы не будете рассчитывать, что появится некто умный и энергичный - и сделает за вас эту работу. Да и стоит ли уступать ее другим? - ведь это охота за болезнью - самое увлекательное, самое благородное и самое полезное занятие из всех, какие только можно придумать. Ведь при этом вы познаете себя - не только свое тело, но и душу! Может быть, именно в этом и есть высший смысл? - ведь познавая себя, мы находим свою персональную тропинку к Господу...
Повторю сказанное чуть раньше: можете на меня рассчитывать; я помогу вам содрать маску с вашей болезни и подскажу, как справиться с нею.

5
Уже давно сложилась традиция
(я даже затрудняюсь сказать - как давно; быть может, ей столько же лет, сколько и медицине)
боли в животе классифицировать в первую очередь не по органам, а по месту боли. Причина этого вам известна: болезнь далеко не всегда находится там, где болит; боль может прийти со стороны, случается - из другой части тела; и если у вас заболел правый бок, и вы думаете: ага, что-то неладно с печенью, - у вас больше шансов ошибиться, чем оказаться правым. А ошибка на первом же шагу (неправильно выбранное направление действий) означает, что с каждым последующим шагом вы будете все дальше удаляться от истины, а кпд ваших лечебных действий с каждым шагом будет все меньше и меньше.*

* Здесь напрашивается вывод, а может быть, и правило: если направление врачевания выбрано верно - каждый контакт с больным приближает врачующего к истине. Способность обнаружить истину сразу, с первой попытки - редкий дар и редкая удача. Вам на это рассчитывать не приходится. Но и правильное движение к истине (обратите внимание: я говорю о направлении, а не о скорости: гнаться за скоростью - дело и неблагодарное, и опасное, вы наверняка проиграете и в качестве, и во времени) - это уже очень много. Качественная лечоба обеспечивает это движение всем необходимым. Каждый сеанс будет все больше открывать больного, каждый сеанс будет делать контакт врачевателя с больным все более свободным, каждый сеанс будет все более успешной попыткой слияния, и когда это слияние, наконец, произойдет, - истина (истинная причина, истинный источник болезни и ход ее распространения по телу) откроется врачующему ясной, простой и бесспорной. - (Риго)

Сразу ставить диагноз
(этим грешат практически все - и медики, и немедики; даже те, кто имеют весьма туманное представление об анатомии, не говорят: "у меня заболело справа под ложечкой", - но: "опять что-то поджелудочная барахлит..." - хотя, что стоит за словосочетанием "поджелудочная железа" - хоть убей его - не скажет, потому что не знает) -
так вот, сразу ставить диагноз опасно не только потому, что вы можете выбрать неправильное направление действий. Не меньшая опасность в том, что любой диагноз как бы компостирует мозги, причем след от этого компостера живет годами. И если даже практика доказала, что диагноз был ошибочным, он все равно продолжает жить на дне сознания, время от времени (при энергетическом спаде, при неудаче) оживая разрушительным червем сомнения.
Другое дело, если вы приближаетесь к диагнозу 1) не спеша, 2) без предубеждения (открытым для любой версии), 3) не утверждая ("вот оно!"), а отметая заведомо маловероятные версии и тем сужая круг поисков.
И если ваш первый шаг на пути к диагнозу свободен от претензии решить проблему сразу, если вы не пытаетесь сразу назвать болезнь, а только уточняете место боли, - обводите круг, уточняете мишень, - лишь после этого вы можете перейти ко второму (безошибочному) действию:
проверить все места, из которых в эту мишень может прилететь стрела.

6
Итак, чтобы выяснить причину боли в животе, прежде всего уточним место боли. В соответствии с традицией поле живота делится двумя линиями - горизонтальйой и вертикальной (они пересекаются на пупке) - на 4 сектора.
Еще раз подчеркну: если болит, например, в области правого верхнего сектора и вы решили:
"что-то неладно с печенью", - у вас столько же шансов на попадание, как и при гадании на кофейной гуще. Это тычок наугад. Действие с одной-единственной попыткой. Попали - ваше счастье. Не попали (цитирую предыдущую главку) - каждое последующее действие будет, все дальше уводить вас от истины.
И совсем иное дело, если вы не называете источник боли сразу, а сперва анализируете. Вам очень хочется сказать: "Да это же печень!" - но вы не спешите. Боль в правом верхнем секторе может происходить из разных источников - и вы последовательно перебираете все известные вам варианты - с одинаковым вниманием к каждому из них. Возможно, вы не сделаете окончательного выбора
("вероятнее всего - это гепатит (воспаление печени), но и поджелудочная может дать подобную боль, да и легкие тоже")
- не беда! В этом случае -врачуя - 1) вы не только контролируете наиболее вероятные ходы болезни, но и 2) открыты для любой иной версии, - поскольку не скованы категоричностью окончательного выбора.

7
Поскольку точный диагноз - это изысканный плод на редком дереве искусства врачевания
("изысканный", "редкий", "искусство", - эти уровни работы достигаются не столько упорным трудом, сколько трудом качественным - работой души),
я вовсе не претендую - здесь, сейчас, сразу - ставить точный диагноз. Более того, я надеюсь, что после изучения этого урока ваша претензия даже на приблизительный диагноз будет скромной. Потом - в последующих книгах - идя за мною шаг в шаг - вы постепенно освоите изумительное искусство диагностики. Но не сейчас. Сейчас вы должны понять принципы. Сейчас вы должны избавиться от категоричности (обязательная болезнь начинающих врачевателей). Сейчас вы должны убедиться в идее, которую я вам не раз уже толковал: любая - даже самая невинная и обычная с виду - болезнь имеет не только настоящее, но и прошлое; она не возникает вдруг - в один-два-три дня; она зарождается, и развивается, и зреет, и расползается по-организму исподволь; поэтому, когда доктор вам говорит: "Вы что-то не то съели" или "Вы вчера простыли" или "Вы переволновались", - на самом деле эти события оказались только последней каплей, которой недоставало болезни, чтобы вырваться наружу, вылупиться на свет, заявить о себе воспалением и болью. Сколь бы очевидной ни казалась ситуация вашему врачу, вы теперь будете понимать: истинный процесс куда сложнее. А может быть - это вовсе иной процесс. Если после этой главы (о боли в животе) вы освободитесь от косности мышления и поймете, что единственный голос, которому можно и нужно доверять, -это голос тела, - я буду удовлетворен вполне. Потому что лишь тот, кто слышит голос тела, имеет шанс поставить правильный диагноз.

8
Напоминаю: мы остановились на том, что разделили поле живота на 4 сектора. Кстати, обе разграничительные линии - горизонтальная и вертикальная - и место их пересечения - пупок, -каждая из них имеют для диагностики свой особый смысл.
Раз уж мы следуем традиции, то и начнем - в соответствии с традицией - с правого верхнего сектора.
Эти боли могут идти от печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, правой почки, кишечника, легких и сердца. Список можно продолжить, но эти адреса - основные.
Как же в них разобраться?
Если это печень, то боль поднимается из глубины. Она постоянная, ровная, постепенно нарастающая, - ни волн, ни спазмов. На фоне этой боли маленькую болезненную точку
ци-мэнь (14-XII, между 6 и 7 ребрами, точно под соском, на расстоянии - приблизительно -ширины ладони больного)
обычно не замечают, но если вы найдете ее - она отзовется отчетливой острой болью. Это знак, что без печени в данном случае не обошлось.
Чтобы подстраховаться - пропальпируйте точку
чжун-фэн (4-XII, наискосок вниз и вперед от внутренней лодыжки, во впадине). Болит? Как бы ни уточнялся впоследствии диагноз - печень в нем будет присутствовать.
Боль от желчного пузыря острая, отдающая в плечо и под правую лопатку. При такой боли кто обратит внимание на точечный сигнал? Но он должен быть ниже точки ци-мэнь, там, где заканчиваются реберные хрящи,
точка жи-юе (24-XI).
Увы, точка жи-юе располагается так, что при малом опыте лечобы у врачующего обычно нет полной уверенности, что он нашел именно ее. Поэтому предлагаю вам верняк. Точку
цю-сюй (40-XI, наискосок вперед от наружной лодыжки)
вы найдете легко и сразу, а для диагностики она почти столь же надежна, как и жи-юе.
Боль от поджелудочной железы по остроте, пожалуй, не уступает болям желчного пузыря, но отдает она прямо в спину. И сопровождается обильным потом, тошнотой и рвотой. При этой боли не полежишь. Другое дело - сидеть, наклонившись вперед. Говорят, при такой позе боль немного притупляется.
Точка гунь-сунь, основная в этом уроке, при неполадках в поджелудочной железе должна отзываться даже на легкое прикосновение. Но еще более характерна для этого случая точка
тай-бай (3-IV, она находится рядом с гунь-сунь, на этой же плюсневой косточке, но ближе к большому пальцу, сзади и книзу от большого сустава; надеюсь, медики простят мне столь вольную терминологию). Тай-бай - специфическая для поджелудочной железы*,

* Риго почему-то здесь не уточняет, что речь идет о точке тай-бай на правой стопе. Для диагностики общего состояния поджелудочной железы характерна именно она. Но когда дело доходит до обезболивания, до лечобы, - практически в равной степени используют точки тай-бай на обеих ногах. - (В.Шин)

и если она отзывается на контакт болью (обычно она ноет без всякого контакта) - можете не сомневаться: у поджелудочной железы серьезные проблемы.
Если боль в животе спровоцирована почкой -она отдает в пах (и в яички). Чтобы удостовериться в правильности своего предположения на свободном конце XII ребра найдите точку
цзин-мэнь (25-ХI). Если она отвечает остро - ваше предположение верно.
Боль в кишечнике практически никогда не бывает ровной. Обычно это вспышка, стремительно нарастающая (или внезапная) - и медленно гаснущая. Кажется: вот-вот боль уйдет совсем - и тут же вспышка повторяется.
Если сигналит болью тонкий кишечник - ваши сомнения по этому поводу снимет болезненность точки гуань-юань (4-XIV - под пупком, на расстоянии 2/5 от пупка до верхнего края лобка);
если это конкретно 12-перстная кишка - боль будет отдавать в спину, а какой-нибудь из участков вокруг пупка (в радиусе 1,5 см) непременно окажется острым; если это толстая кишка - боли в животе будут сопровождаться поносом или запором (или тем и другим попеременно), а адрес боли подтвердит точка тянь-шу (25-III, сбоку от пупка в двух цунях).
Если боль пришла в живот из легких (пути движения болезни и боли мы будем рассматривать в другом месте) - ваше предположение подтвердит яркая болевая чувствительность точки
чи-цзе (5-I, на локтевой складке, снаружи, несколько выше локтевого сустава).
Если вы склонны думать, что причина болей - сердце, ваши сомнения разрешат точки цзюй-цюе (14-XIV) и шэнь-мэнь (7-V).

9
Еще раз напоминаю: если две или три контрольные точки окажутся одинаково острыми - не огорчайтесь: ведь вы же не претендуете на абсолютно точный и окончательный диагноз. Благодаря несложным действиям вы сузили поле поисков истины до двух-трех адресов. Это уже большая победа! При удаче вы сможете уточнить адрес болезни. Не удастся - будете врачевать с учетом отобранных вариантов (и с акцентом на тот, который вам укажет интуиция: вот где корень). Наконец, не исключено (и это самый вероятный и правильный исход), что вы убедитесь: один из трех адресов - начальный (адрес зарождения болезни), а два остальных -это адреса, по которым болезнь двигалась, развиваясь в вашем теле. Исходя из этого, вы будете строить лечобу: главный удар наносить в корень, и насколько позволят силы - вылущивать ствол и ветви болезни.

10
Теперь рассмотрим левый верхний сектор. Здесь причиной острой боли может оказаться желудок, селезенка, левая почка, грыжа (или спазм) диафрагмы, кишечник, легкие и сердце. Как разобраться с почкой, кишечником, легкими и сердцем - вы знаете; поэтому займемся новыми объектами.
Желудок редко заявляет о себе резкой болью;
чаше он ноет, нудит (что сопровождается тошнотой и слабостью). Обычно причина такого дискомфорта банальна: плохая пища, переедание, алкоголь и уже на следующий день, когда действие вредоносного фактора ослабевает, проходит и боль. Но если на второй-третий день эта ноющая боль не прошла, и уж тем более - если желудок призывает вас к действию острой болью, - немедленно обращайтесь к врачу. Будем надеяться, что у вас только язва (достаточно неприятная и серьезная болезнь) и что вопрос о вашей жизни пока не стоит.
Точку чжун-вань (12-XIV) найти легко, и обычно она достаточно ясно информирует, является ли источником боли именно желудок. Если у вас нет опыта работы с точкой
чун-ян (42-III, на перегибе свода стопы, между 2 и 3 клиновидными костями, то есть практически посередине) - ее найти непросто. Но не пожалейте минуту-другую; внимательно - миллиметр за миллиметром - пропальпируйте это место; прижимайте четко и сильно. Она чувствительна практически у каждого человека, но если это именно боль - не сомневайтесь: желудок имеет прямое отношение к вашему дискомфорту.
Селезенку диагностировать трудно. Как я заметил, большинство врачей не понимают смысла этого слова и поэтому выхолят из ситуации по методу страуса: игнорируют ее. При диагностировании они ведут себя так, словно селезенки нет и в помине. А ее болевые сигналы приписывают поджелудочной железе. Что из этого получается -догадаться нетрудно: "лечение" затягивается до тех пор, пока организм самостоятельно справится с ситуацией. Или не справится - и тогда человек в считанные недели может "растаять".
Специалист без труда найдет точку чжан-мэнь (13-ХII, перед свободным концом XI ребра; для селезенки нас интересует только левое подреберье), но и любитель справится с этой задачей, если займется ею без суеты.
Есть способ и попроще: на большом пальце левой стопы, сбоку, перед правым суставом есть контрольная точка селезенки. Внимательно про-пальпируя это место, вы ее легко найдете. Если боль в животе исходит от селезенки - эта точечка будет убедительно остра.
Наконец - проблемы с дифрагмой. Они всегда сопровождаются резкой болью, которую трудно локализовать: то ли болит верх живота, то ли низ груди. Поскольку рядом находится сердце, то первая мысль, естественно, возникает о нем. Сердце ли это - вы уже знаете, как это проверить. Но перед этим не поленитесь найти под ключицей (практически посередине) точку ци-ху (13-III). Если она дает яркий ответ - о сердце можно не беспокоиться.*

* Стремясь к предельно возможной простоте, Риго иногда не упоминает информацию, которая, как мне кажется, должна быть обязательно. Так, признавая, что диагностика диафрагмы непроста, он ограничивается всего одной точкой, которая связана не только с диафрагмой (но и с желудком, бронхами), и поэтому может наврать. Ведь если ввести в анализ хотя бы еще одну точку - достоверность диагноза значительно повысится. Это точка гэ-шу (17-VII) - она на спине, паравертебральная, то есть рядом с позвоночником, с обеих сторон, между остистыми отростками 7 и 8 грудных позвонков (отсчитать легко; ориентир - линия на уровне низа лопаток). Хотя гэ - это диафрагма, точка может отзываться болью и на другие нарушения, но уж если она молчит - о диафрагме, как источнике боли, речь не может идти наверняка. - (В.Шин)

От редакции. Не приступайте к лечению, не прочитав второй части раздела "Боль в животе".

"Студенческий меридиан" №10 1997 г.

 

Категории статей: